106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Эхо и пепел в океане времени

Екатерина Шакшина, Культура Урала
03 ноября 2016

«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…» Слова Поля Элюара, французского поэта, участника Сопротивления в годы Второй мировой войны, — эпиграф к опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Они звучат голосами и музыкой в ее первой российской театральной постановке Екатеринбургского театра оперы и балета. Этой российской и международной премьерой театр открыл свой 105-й сезон.

Юный Тиль Уленшпигель собрал в холщовый мешочек горстку пепла от костра инквизиции, где был сожжен его отец. Он носил его на груди всегда: «Пепел Клааса стучит в мое сердце…» Подобно герою легенды об Уленшпигеле, этот неумолкающий стук слышали сердцем сотни тех, кому довелось выжить в земном аду, и тысячи тысяч тех, чьи родные, любимые сгорели в печах Освенцима, сгинули в его бараках. Среди наделенных чутким сердцем, не желающих забывать — полячка из Кракова Зофья Посмыш и варшавский еврей, ставший москвичом, Моисей Вайнберг.

Вайнберг потерял близких в Лодзинском гетто, в нацистском концлагере Травники, сумел бежать в СССР. Спустя годы, в мирные 1960-е, человек трех культур — еврейской, польской, русской — композитор прочитал повесть и увидел фильм своих бывших соотечественников писательницы Зофьи Посмыш и кинорежиссера Анджея Мунка «Пассажирка». И написал оперу. Пепел погибших «стучит» в этой музыке, как в сердце. При жизни композитора, народного артиста РСФСР, «Пассажирка» не увидела света рампы в театре.

В нашей стране эта опера «оживала» для публики лишь однажды в концертном исполнении, хотя творчество Вайнберга, ученика и друга Дмитрия Шостаковича, было широко известно и ценимо. Его знают и сегодня, даже не зная имени этого автора музыки к кинофильмам и мультфильмам — «Летят журавли», «Последний дюйм» и «Афоня», «Двенадцать месяцев», «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация»… Автор повести Зофья Посмыш смотрит на нас с экрана у края сцены, еще до того, как музыка оперы унесет в океан памяти. Бывшей узнице Освенцима сегодня 92 года, и она сейчас говорит с нами из родного Кракова по-русски — с экрана: «Я очень рада премьере оперы «Пассажирка» в Екатеринбурге. Нам всем нельзя забывать…»

В опере несколько составов исполнителей. В партиях главных персонажей — Надежда Бабинцева, Ксения Ковальская, Надежда Рыженкова (Лиза); Владимир Чеберяк, Евгений Крюков, Дмитрий Розвизев (Вальтер); Наталья Карлова, Ксения Ковальская, Ольга Пешкова (Марта). У каждого солиста персонаж обретает какие-то свои, индивидуальные черты — визуальные, интонационные, но неизменна концепция спектакля. Его интернациональная постановочная группа — дирижер Оливер фон Дохнаньи (Словакия), режиссер-постановщик и сценограф Тадэуш Штрасбергер (Великобритания—США), художник по костюмам Вита Цыкун (США), хормейстер Анжелика Грозина и балетмейстер Надежда Малыгина (Россия) — создали спектакль, посвященный памяти жертв Освенцима. О том пути, который однажды прошло человечество до самого края бесчеловечности, и о том, как несложно снова ступить на эту дорогу, если все забыть и продолжать оправдывать насилие над людьми — прошлое ли, сегодняшнее — исполнением долга. «Заставили, долг, я так верила фюреру…» Безграничная власть над чужой жизнью, возможность уничтожить не только тело, но прежде всего человеческое достоинство превратить в «номер», в пепел постепенно приходится «заставленным» по вкусу — тогда и до сих пор. Маэстро фон Дохнаньи и режиссер Штрасбергер ровно два года назад представили в Екатеринбурге оперу о Махатме Ганди, человеке, навсегда изменившем мир в лучшую сторону, — «Сатьяграха» Филипа Гласса. Теперь — эта опера Моисея Вайнберга о том зле, что попыталось навсегда изменить мир в сторону противоположную.

Музыка оперы наступает громом орудий, разражается громом небесным. В ней тяжелая поступь войны. В ней и скорбный стон, и бессильный плач, и мирные танцевальные мелодии, и гордый мотив свободы, и голос надежды. Происходящее мы видим из зала как будто за иллюминаторами лайнера, возникшего на сцене. Вот в проеме океанского «окна» появляются Лиза и Вальтер. Вальтер предвкушает новый медовый месяц с любимой женой, счастлив ожиданием новой интересной жизни, предлагает помахать удаляющемуся берегу белым платочком. Лиза с улыбкой отвечает, но когда вдруг муж вспоминает о войне, напрягается, сдержанно советует не мучить себя воспоминаниями. Однако в этой героине уже сейчас, в первой сцене, ощущается затаенный, очень старый страх разоблачения, понимание, что с ее непростительным прошлым вот так просто, помахав белым платочком, не расстаться. Берег прошлого невидимо надвигается. И взволнованный неожиданным откровением жены, Вальтер не сразу сможет уложить тот белый платочек в карман пиджака — дрожат руки.

Хор поет: «В ворота Освенцима можно только войти». Хана, Бронка, Катя, Иветта, Кристина, Власта… Под ослепляющий свет охранных вышек, к черной стене их загнали люди, «по праву высшей расы» отправлять иных в ад. Среди палачей та самая Лиза, среди жертв — молодая полячка Марта. Через годы обе оказались пассажирками роскошного лай- нера — своеобразного острова в океане жизни. И, как в мировом океане приливы и отливы, здесь в музыке, в действии оперы тоже накатывают, и отступают, и снова бушуют волны памяти. Лиза — в концлагере собственного смертельного страха за то, что держала под страхом смерти таких, как Марта. Она лично не убивала, но пепел жертв словно снова и снова кружится над ней, красивой блондинкой в белом коктейльном, совсем как у Мэрилин Монро, платье. Собственное прошлое без покаяния настигает ее в минуту комфортабельного счастья. Она вынуждена рассказать о страхе мужу Вальтеру, а тот более всего страшится краха дипломатической карьеры.

Память Лизы и сейчас реконструирует события оправдательно: как страшно ей было в лагере среди ненавидящих взглядов. «Я рассказала все!» Но хор поет: «Все расскажут другие». И прошлое становится явью в стенах барака, у черной расстрельной стены. «Свобода!..», «Жить!..», «Любить!..», «Здесь снова убили бога…» А пассажиры мирного времени танцуют в салоне океанского лайнера. В финале — вальс. Этот танец заказывает музыкантам салона та самая Марта, встречи с которой так боится Лиза. «Наверняка не она. Показалось». Но пассажирка заказала особенную музыку — любимый вальс начальника концлагеря.

Среди печей Освенцима на сцене вместо заказанного веселенького вальса для коменданта упрямый скрипач играет Чакону Баха. Музыка Баха — разговор человека с богом. Скрипка растерзана вместе с человеком. В эпилоге — в пластическом реквиеме на авансцене под пение хора об «эхе их голосов» мужчины и женщины, старики и дети в скорбном строю снимают гимнастерки, рубашки, платки, курточки, ботинки и уходят — станут пеплом, дымом… «Христос из Аушвица» — один из автобиографических рассказов бывшей узницы Зофьи Посмыш.

Остров плывет по мировому океану жизни и времени — прошлому, настоящему, будущему, которые в отличие от океанских холодных и теплых течений в этом оперном спектакле пересеклись. Две пассажирки сидят напротив друг друга. Память смотрит в глаза беспамятству. И не скажешь капитану: «Остановите, я сойду!» Опера «Пассажирка» в нашем театре — не только театральная постановка, но гражданский поступок всех участников этого гуманистического международного проекта.

Приступая к работе над «Пассажиркой», Тадэуш Штрасбергер побывал в Освенциме и был потрясен. По его словам, никакие фотографии и фильмы не передают в полной мере того ощущения, которое он испытал, оказавшись на огромной территории лагеря — целого города, производящего смерть, истребившего сотни тысяч людей.

Маэстро Оливер фон Дохнаньи, который дирижирует музыкой оперы, живет в ней вместе с оркестром, поделился своим впечатлением от произведения: — Работать было интересно и очень трудно. Такая это опера: страшная судьба персонажей, не знающих, доживут ли до вечера, будут ли живы через пять минут, и в то же время они все надеются… Музыка контрастная, экспрессивная. Будет ли легко зрителю? Не думаю. Ведь это не легкая музыка, а нелегкая музыка, серьезная. Но, мне кажется, она способна задеть душевные струны человека.

 

Ссылка: http://www.muzkom.net/_download/kultural1607.pdf

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57