105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Эхо и пепел в океане времени

Екатерина Шакшина, Культура Урала
03 ноября 2016

«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…» Слова Поля Элюара, французского поэта, участника Сопротивления в годы Второй мировой войны, — эпиграф к опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Они звучат голосами и музыкой в ее первой российской театральной постановке Екатеринбургского театра оперы и балета. Этой российской и международной премьерой театр открыл свой 105-й сезон.

Юный Тиль Уленшпигель собрал в холщовый мешочек горстку пепла от костра инквизиции, где был сожжен его отец. Он носил его на груди всегда: «Пепел Клааса стучит в мое сердце…» Подобно герою легенды об Уленшпигеле, этот неумолкающий стук слышали сердцем сотни тех, кому довелось выжить в земном аду, и тысячи тысяч тех, чьи родные, любимые сгорели в печах Освенцима, сгинули в его бараках. Среди наделенных чутким сердцем, не желающих забывать — полячка из Кракова Зофья Посмыш и варшавский еврей, ставший москвичом, Моисей Вайнберг.

Вайнберг потерял близких в Лодзинском гетто, в нацистском концлагере Травники, сумел бежать в СССР. Спустя годы, в мирные 1960-е, человек трех культур — еврейской, польской, русской — композитор прочитал повесть и увидел фильм своих бывших соотечественников писательницы Зофьи Посмыш и кинорежиссера Анджея Мунка «Пассажирка». И написал оперу. Пепел погибших «стучит» в этой музыке, как в сердце. При жизни композитора, народного артиста РСФСР, «Пассажирка» не увидела света рампы в театре.

В нашей стране эта опера «оживала» для публики лишь однажды в концертном исполнении, хотя творчество Вайнберга, ученика и друга Дмитрия Шостаковича, было широко известно и ценимо. Его знают и сегодня, даже не зная имени этого автора музыки к кинофильмам и мультфильмам — «Летят журавли», «Последний дюйм» и «Афоня», «Двенадцать месяцев», «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация»… Автор повести Зофья Посмыш смотрит на нас с экрана у края сцены, еще до того, как музыка оперы унесет в океан памяти. Бывшей узнице Освенцима сегодня 92 года, и она сейчас говорит с нами из родного Кракова по-русски — с экрана: «Я очень рада премьере оперы «Пассажирка» в Екатеринбурге. Нам всем нельзя забывать…»

В опере несколько составов исполнителей. В партиях главных персонажей — Надежда Бабинцева, Ксения Ковальская, Надежда Рыженкова (Лиза); Владимир Чеберяк, Евгений Крюков, Дмитрий Розвизев (Вальтер); Наталья Карлова, Ксения Ковальская, Ольга Пешкова (Марта). У каждого солиста персонаж обретает какие-то свои, индивидуальные черты — визуальные, интонационные, но неизменна концепция спектакля. Его интернациональная постановочная группа — дирижер Оливер фон Дохнаньи (Словакия), режиссер-постановщик и сценограф Тадэуш Штрасбергер (Великобритания—США), художник по костюмам Вита Цыкун (США), хормейстер Анжелика Грозина и балетмейстер Надежда Малыгина (Россия) — создали спектакль, посвященный памяти жертв Освенцима. О том пути, который однажды прошло человечество до самого края бесчеловечности, и о том, как несложно снова ступить на эту дорогу, если все забыть и продолжать оправдывать насилие над людьми — прошлое ли, сегодняшнее — исполнением долга. «Заставили, долг, я так верила фюреру…» Безграничная власть над чужой жизнью, возможность уничтожить не только тело, но прежде всего человеческое достоинство превратить в «номер», в пепел постепенно приходится «заставленным» по вкусу — тогда и до сих пор. Маэстро фон Дохнаньи и режиссер Штрасбергер ровно два года назад представили в Екатеринбурге оперу о Махатме Ганди, человеке, навсегда изменившем мир в лучшую сторону, — «Сатьяграха» Филипа Гласса. Теперь — эта опера Моисея Вайнберга о том зле, что попыталось навсегда изменить мир в сторону противоположную.

Музыка оперы наступает громом орудий, разражается громом небесным. В ней тяжелая поступь войны. В ней и скорбный стон, и бессильный плач, и мирные танцевальные мелодии, и гордый мотив свободы, и голос надежды. Происходящее мы видим из зала как будто за иллюминаторами лайнера, возникшего на сцене. Вот в проеме океанского «окна» появляются Лиза и Вальтер. Вальтер предвкушает новый медовый месяц с любимой женой, счастлив ожиданием новой интересной жизни, предлагает помахать удаляющемуся берегу белым платочком. Лиза с улыбкой отвечает, но когда вдруг муж вспоминает о войне, напрягается, сдержанно советует не мучить себя воспоминаниями. Однако в этой героине уже сейчас, в первой сцене, ощущается затаенный, очень старый страх разоблачения, понимание, что с ее непростительным прошлым вот так просто, помахав белым платочком, не расстаться. Берег прошлого невидимо надвигается. И взволнованный неожиданным откровением жены, Вальтер не сразу сможет уложить тот белый платочек в карман пиджака — дрожат руки.

Хор поет: «В ворота Освенцима можно только войти». Хана, Бронка, Катя, Иветта, Кристина, Власта… Под ослепляющий свет охранных вышек, к черной стене их загнали люди, «по праву высшей расы» отправлять иных в ад. Среди палачей та самая Лиза, среди жертв — молодая полячка Марта. Через годы обе оказались пассажирками роскошного лай- нера — своеобразного острова в океане жизни. И, как в мировом океане приливы и отливы, здесь в музыке, в действии оперы тоже накатывают, и отступают, и снова бушуют волны памяти. Лиза — в концлагере собственного смертельного страха за то, что держала под страхом смерти таких, как Марта. Она лично не убивала, но пепел жертв словно снова и снова кружится над ней, красивой блондинкой в белом коктейльном, совсем как у Мэрилин Монро, платье. Собственное прошлое без покаяния настигает ее в минуту комфортабельного счастья. Она вынуждена рассказать о страхе мужу Вальтеру, а тот более всего страшится краха дипломатической карьеры.

Память Лизы и сейчас реконструирует события оправдательно: как страшно ей было в лагере среди ненавидящих взглядов. «Я рассказала все!» Но хор поет: «Все расскажут другие». И прошлое становится явью в стенах барака, у черной расстрельной стены. «Свобода!..», «Жить!..», «Любить!..», «Здесь снова убили бога…» А пассажиры мирного времени танцуют в салоне океанского лайнера. В финале — вальс. Этот танец заказывает музыкантам салона та самая Марта, встречи с которой так боится Лиза. «Наверняка не она. Показалось». Но пассажирка заказала особенную музыку — любимый вальс начальника концлагеря.

Среди печей Освенцима на сцене вместо заказанного веселенького вальса для коменданта упрямый скрипач играет Чакону Баха. Музыка Баха — разговор человека с богом. Скрипка растерзана вместе с человеком. В эпилоге — в пластическом реквиеме на авансцене под пение хора об «эхе их голосов» мужчины и женщины, старики и дети в скорбном строю снимают гимнастерки, рубашки, платки, курточки, ботинки и уходят — станут пеплом, дымом… «Христос из Аушвица» — один из автобиографических рассказов бывшей узницы Зофьи Посмыш.

Остров плывет по мировому океану жизни и времени — прошлому, настоящему, будущему, которые в отличие от океанских холодных и теплых течений в этом оперном спектакле пересеклись. Две пассажирки сидят напротив друг друга. Память смотрит в глаза беспамятству. И не скажешь капитану: «Остановите, я сойду!» Опера «Пассажирка» в нашем театре — не только театральная постановка, но гражданский поступок всех участников этого гуманистического международного проекта.

Приступая к работе над «Пассажиркой», Тадэуш Штрасбергер побывал в Освенциме и был потрясен. По его словам, никакие фотографии и фильмы не передают в полной мере того ощущения, которое он испытал, оказавшись на огромной территории лагеря — целого города, производящего смерть, истребившего сотни тысяч людей.

Маэстро Оливер фон Дохнаньи, который дирижирует музыкой оперы, живет в ней вместе с оркестром, поделился своим впечатлением от произведения: — Работать было интересно и очень трудно. Такая это опера: страшная судьба персонажей, не знающих, доживут ли до вечера, будут ли живы через пять минут, и в то же время они все надеются… Музыка контрастная, экспрессивная. Будет ли легко зрителю? Не думаю. Ведь это не легкая музыка, а нелегкая музыка, серьезная. Но, мне кажется, она способна задеть душевные струны человека.

 

Ссылка: http://www.muzkom.net/_download/kultural1607.pdf

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57