106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 апреля 2018
Поздравляем!

24 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры Свердловской области объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  24 апреля 2018
Надежда Бабинцева станет гостьей встречи Клуба друзей театра

Заключительная в этом сезоне встреча состоится 29 апреля (воскресенье).

 
  подробнее...  
  22 апреля 2018
Пресса о премьере оперы

 
  подробнее...  
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Не самая печальная повесть

Татьяна Кузнецова, Коммерсант
28 ноября 2016

Фестиваль "Дягилев P.S." завершился балетом Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Вячеслава Самодурова, исполненным труппой Екатеринбургского театра оперы и балета при полном аншлаге.

На фестивале балет "Ромео и Джульетта" звучал дважды: сначала его без танцевального обременения исполнили Теодор Курентзис и его MusicAeterna в Большом зале Петербургской консерватории и снискали подлинный триумф: в финале стоял стадионный рев. Маэстро, не скованный темпами балетных ног, управлял циклопическим составом оркестра, не уместившимся бы ни в одну оркестровую яму мира. Трехактный спектакль он провел на одном вольном могучем дыхании с таким темпераментом и мощью, что балетный обозреватель "Ъ" то приплясывала в кресле, то вжималась в него, открывая заново наизусть знакомую музыку.

Екатеринбуржцы "Ромео и Джульетту" исполняли под фонограмму, а потому музыка не отвлекала от постановки Вячеслава Самодурова, рекордсменки этого года по количеству номинаций на "Золотую маску": их целых восемь, выдвинуты практически все создатели и исполнители. В общем-то понятно почему: балет Самодурова приятен во многих отношениях. Концепция его доходчива: человечество во все времена склонно к насилию, и феодальная вражда семейств тут особой роли не играет. Поэтому в спектакле не отличить Монтекки от Капулетти, на шекспировскую эпоху намекает разве что красная трехъярусная конструкция декораций (сценограф Энтони Макилуэйн имел в виду театр "Глобус"). Зато растянутые майки с принтами в виде ренессансных портретов, приспущенные штаны с подтяжками, лифчики, надетые поверх платьев (художник по костюмам Ирэна Белоусова) недвусмысленно отсылают к молодежной культуре ХХI века, равно как и жестикуляция и манера поведения буйного населения города — хоть Гента, в котором Вячеслав Самодуров поставил первую редакцию балета, хоть Екатеринбурга.

Впрочем, его пацаны с городской окраины фехтуют рапирами, как мушкетеры, и танцуют, как классический кордебалет. В этой успокоительной смеси традиционной архаики с узнаваемыми приметами современности как раз и кроется приятность самодуровской трагедии: вроде все знакомо, но слегка по-новому. Он прилежно следует за режиссерской экспликацией хрестоматийной хореодрамы (1940) Леонида Лавровского и Сергея Радлова, позволяя себе фрондировать лишь в деталях. Так, вместо интимной сцены венчания режиссер Самодуров придумал многолюдную мессу, его Ромео с Джульеттой остаются необвенчанными, хоть и целуются перед алтарем. Стремительному "бегу Джульетты" по авансцене, прославленному великой Улановой, хореограф противопоставил бег на месте. Впрочем, его Джульетта зря рвется из рук кормилицы: патер приносит ей снадобье на дом. Есть и другие несуразности — вроде необъяснимого отсутствия матери Джульетты в третьем акте и сцены в Мантуе с законным горестным соло Ромео.

Зато хореографу удались массовые танцы и драки, так что первый акт, где они в изобилии, пролетает с воодушевляющей живостью, несмотря на явно проваленный "танец рыцарей" на балу. Акт второй держится на дуэлях: Тибальд (в обаятельном исполнении Сергея Кращенко похожий на молодого грузноватого Траволту) изобретательно, технично и яростно фехтует с желчным невысоким ловкачом Меркуцио, эпизод смерти которого, отлично поставленный и великолепно сыгранный Игорем Булыцыным, можно считать кульминацией всего балета.

Что до танцев, то они вполне академичны, местами милы и временами даже остроумны: Вячеслав Самодуров, к счастью, отчасти обуздал свою склонность выворачивать классические па наизнанку. Исключение он сделал для дуэтов главных героев (которые как назло у Прокофьева чрезвычайно длительны), где его дар сочинять неудобные движения проявился в виде поддержек-выбросов Джульетты (Екатерина Сапогова) ногами вперед и сольного порхания счастливого Ромео (Александр Меркушев), взмахивающего руками, как птица крыльями. Эпизод "Спальня Джульетты" также не подарил полноценного адажио: возможно, хореограф полагал, что при душераздирающем расставании неуместны эффектные поддержки и па, а потому заставил своих героев то горестно целоваться, то цепляться друг другу за руки и за ноги, оттягивая разлуку.

И все же эталонная советская режиссура 75-летней давности, оказавшая непреодолимое влияние на постановки западных классиков Крэнко и Макмиллана, легко перемолола и творческие находки Самодурова. Несмотря на разного рода несообразности, его постановка "Ромео и Джульетты", подкрепленная незыблемыми режиссерскими канонами, куда стройнее и логичнее, чем совершенно самостоятельная "Ундина", поставленная им в Большом театре и тоже выдвинутая на конкурс "Золотой маски". Можно сказать, что екатеринбургский Самодуров одолел Самодурова московского. А это уже победа.

Газета "Коммерсантъ" №220 от 28.11.2016

http://kommersant.ru/doc/3155299

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 апреля 2018 (вс) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  02 мая 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57