106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Кармен" Ж.Бизе, Екатеринбургский театр оперы и балета, реж. Александр Титель, дир. Михаэль Гюттлер

Слава Шадронов, Livejournal
16 февраля 2017

Дудникова - лучшая!! И если не великая, то потому, что у "великих" все позади, а она-то на взлете, при этом пока еще в Москве ее можно слышать регулярно, и, пожалуйста, не только в московских стационарных постановках. На сцене МАМТа у Тителя больше двадцати лет идет своя "Кармен", тоже хорошая, но достаточно скромная, пережившая трудные, "пожарные" периоды театра

Спектакль Екатеринбургской оперы, оформленный Владимиром Арефьевым, однозначно зрелищнее, хотя и не перегружен избыточными деталями. Каждый из четырех актов (третий и последний следуют без антракта, с техническим только перерывом) открывается пантомимической интермедией с тачками, увенчанными рогатыми головами быков - в соответствующей подсветке силуэты рабочих-"тореро" и "быков"-тачек" (сомнительная "фишка" из прежней, почти двадцатилетней давности "Кармен" Тителя-Арефьева в екатеринбургской постановке доведена до ума, хореография Татьяны Багановой!) выглядят необычайно стильно и отсылают к искусству испанских модернистов. Поскольку действие Титель, как он это делает не впервые, переносит в первую половину двадцатого века. Можно считать, что в годы Испанской республики или Гражданской войны, судя по последовательному усилению режиссером заложенных в либретто и партитуре милитаристских мотивов - но ненавязчивому, не слишком прямолинейному: в первом акте на сцене стоит броневик, в третьем "контрабандисты" в одинаковых "троцкистских" кожанках перевозят отнюдь не табак или, скажем, алкоголь, но ящики с оружием. Помимо броневика в первом акте появляется на сцене трамвайный вагон в натуральную величину, а в третьем такая же натуральная грузовая колесная фура. В четвертом трибуны зрителей корриды украшает репродукция живописного полотна с изображением быка (Гойя?)

Титель снова, как и в московской версии 1999 года, использует в спектакле оригинальные разговорные диалоги, которые уже при жизни автора были не в ходу, а сегодня и подавно стараются обойтись без них. В предыдущей постановке Большого театра, режиссера Дэвида Паунтни, попробовали их ввести, но они так все утяжеляли, что отказались уже на первых премьерных показах; в последней версии, Алексея Бородина, рисковать уже не стали. А у Тителя здесь они звучат абсолютно органично и не тормозят развитие событий, не "разжижают" музыкальную драматургию, но наоборот, делают спектакль - разумеется, прирастающий ими в хронометраже - еще динамичнее. Из-за них даже как-то по-новому можно взглянуть на отношения героев - к примеру, я впервые (при том что на самом деле эта деталь в опере всплывает не раз и не только в диалогах, которые обычно купируют) обратил внимание, что Хозе - наваррец, то есть северянин и, надо полагать, вообще баск, а учитывая, что Кармен - андалусийская цыганка, это значит, помимо всех прочих подоплек конфликта, от гендерного до классового, в сюжете заложен еще и культурно-национальный, причем Испания служит лишь фоном, антуражем для него. Мне немножко было жаль, что благодатная, хотя и, понимаю, скользкая (да и лежащая на поверхности) тема гражданской войны в лучшем случае косвенно обозначена, не развита в спектакле - уж очень мне хотелось бы видеть бы в героине Ксении Дудниковой больше аналогий с ее Марфой из "Хованщины", где женщина гибнет и губит мужчин не инстинктивно, но из фанатичной преданности идеи, убеждениям.

Впрочем, Кармен в этой постановке Тителя - тоже не роковая страстная красотка, сама она страстям подвержена в меньшей степени, а в большей ей нравится играть, повелительными жестами командовать сильными мужчинами, отвлекать их от сугубо "мужских" дел (вокруг нее сплошь военные, бандиты, тореро), ставить в прямом и переносном смысле на колени. Она и розу-то с самого начала хотела отдать другому, Хозе замешкался у нее под ногами случайно, и цветок она в него бросила с досады. У Дудниковой еще нет (и хочется думать, что не появится) "звездности", опыт и шик примадонны сочетается в ее работе с непосредственностью дебютантки. Поет она при безупречной вокализации с естественностью нормальной человеческой речи, это не оперные завывания с расчетом на овации и букеты, это - жизнь на сцене (на сцене музыкального театра так существовать еще сложнее, чем на драматической). Основной партнер Дудниковой по спектаклю в представленном составе - Липарит Аветисян - спел Хозе ровно, лирично, хотя без блеска, без харАктерной глубины и без особой драматической мощи. Александр Краснов в партии Эскамильо работал, кажется, на пределе голосовых возможностей - зато женская часть аудитории удовлетворенно отметила сходство его персонажа со Стасом Михайловым. А выступали, похоже, без подзвучки совсем!

Дирижер Михаэль Гюттлер, постоянно сотрудничающий с Свердловской оперой (я дважды, в Екатеринбурге и потом в Москве, слышал их с Тителем выдающегося "Бориса Годунова") на первых тактах увертюры напугал громогласным оркестром, но сразу успокоил и оркестр, и всех остальных - в музыкальном плане спектакль прошел исключительно аккуратно с точки зрения взаимодействия оркестра с солистами, ну может хор где-то и не успевал. Кстати, про хор - даже если он оказался и не самой сильной частью постановки, я для себя сакцентировал на нем внимание. В каждой из бесчисленных "Кармен" я выделяю то один, то другой музыкальный эпизод, на протяжении лет я воспринимал - субъективно - как ключевой, смыслообразующий момент то Хабанеру, то ансамбль из второго акта, то хор из четвертого, то сцену гадания, то цыганскую песню... В спектакле Свердловской оперы неожиданно и сразу, в первом же акте, меня зацепил эпизод с играющими в солдат детьми. Как и в случае с самой Кармен, с ее любовными играми, тут как будто лишь имитация и отваги, и дисциплины, и готовности голову сложить... - но ведь очевидно, и по спектаклю разбросаны приметы, что война или уже идет, или вот-вот начнется, настоящая, не учебная и не игровая; эти дети, шагающие шеренгами как бы "на изготовку" - они уже на войне. А между прочим - в детском хоре почти нет мальчиков, девочки и в юбочках, и в коротких штанишках ходят. И лучше не спрашивай, по ком звонит колокол.

Источник: http://users.livejournal.com/-arlekin-/3526090.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57