105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Кармен" Ж.Бизе, Екатеринбургский театр оперы и балета, реж. Александр Титель, дир. Михаэль Гюттлер

Слава Шадронов, Livejournal
16 февраля 2017

Дудникова - лучшая!! И если не великая, то потому, что у "великих" все позади, а она-то на взлете, при этом пока еще в Москве ее можно слышать регулярно, и, пожалуйста, не только в московских стационарных постановках. На сцене МАМТа у Тителя больше двадцати лет идет своя "Кармен", тоже хорошая, но достаточно скромная, пережившая трудные, "пожарные" периоды театра

Спектакль Екатеринбургской оперы, оформленный Владимиром Арефьевым, однозначно зрелищнее, хотя и не перегружен избыточными деталями. Каждый из четырех актов (третий и последний следуют без антракта, с техническим только перерывом) открывается пантомимической интермедией с тачками, увенчанными рогатыми головами быков - в соответствующей подсветке силуэты рабочих-"тореро" и "быков"-тачек" (сомнительная "фишка" из прежней, почти двадцатилетней давности "Кармен" Тителя-Арефьева в екатеринбургской постановке доведена до ума, хореография Татьяны Багановой!) выглядят необычайно стильно и отсылают к искусству испанских модернистов. Поскольку действие Титель, как он это делает не впервые, переносит в первую половину двадцатого века. Можно считать, что в годы Испанской республики или Гражданской войны, судя по последовательному усилению режиссером заложенных в либретто и партитуре милитаристских мотивов - но ненавязчивому, не слишком прямолинейному: в первом акте на сцене стоит броневик, в третьем "контрабандисты" в одинаковых "троцкистских" кожанках перевозят отнюдь не табак или, скажем, алкоголь, но ящики с оружием. Помимо броневика в первом акте появляется на сцене трамвайный вагон в натуральную величину, а в третьем такая же натуральная грузовая колесная фура. В четвертом трибуны зрителей корриды украшает репродукция живописного полотна с изображением быка (Гойя?)

Титель снова, как и в московской версии 1999 года, использует в спектакле оригинальные разговорные диалоги, которые уже при жизни автора были не в ходу, а сегодня и подавно стараются обойтись без них. В предыдущей постановке Большого театра, режиссера Дэвида Паунтни, попробовали их ввести, но они так все утяжеляли, что отказались уже на первых премьерных показах; в последней версии, Алексея Бородина, рисковать уже не стали. А у Тителя здесь они звучат абсолютно органично и не тормозят развитие событий, не "разжижают" музыкальную драматургию, но наоборот, делают спектакль - разумеется, прирастающий ими в хронометраже - еще динамичнее. Из-за них даже как-то по-новому можно взглянуть на отношения героев - к примеру, я впервые (при том что на самом деле эта деталь в опере всплывает не раз и не только в диалогах, которые обычно купируют) обратил внимание, что Хозе - наваррец, то есть северянин и, надо полагать, вообще баск, а учитывая, что Кармен - андалусийская цыганка, это значит, помимо всех прочих подоплек конфликта, от гендерного до классового, в сюжете заложен еще и культурно-национальный, причем Испания служит лишь фоном, антуражем для него. Мне немножко было жаль, что благодатная, хотя и, понимаю, скользкая (да и лежащая на поверхности) тема гражданской войны в лучшем случае косвенно обозначена, не развита в спектакле - уж очень мне хотелось бы видеть бы в героине Ксении Дудниковой больше аналогий с ее Марфой из "Хованщины", где женщина гибнет и губит мужчин не инстинктивно, но из фанатичной преданности идеи, убеждениям.

Впрочем, Кармен в этой постановке Тителя - тоже не роковая страстная красотка, сама она страстям подвержена в меньшей степени, а в большей ей нравится играть, повелительными жестами командовать сильными мужчинами, отвлекать их от сугубо "мужских" дел (вокруг нее сплошь военные, бандиты, тореро), ставить в прямом и переносном смысле на колени. Она и розу-то с самого начала хотела отдать другому, Хозе замешкался у нее под ногами случайно, и цветок она в него бросила с досады. У Дудниковой еще нет (и хочется думать, что не появится) "звездности", опыт и шик примадонны сочетается в ее работе с непосредственностью дебютантки. Поет она при безупречной вокализации с естественностью нормальной человеческой речи, это не оперные завывания с расчетом на овации и букеты, это - жизнь на сцене (на сцене музыкального театра так существовать еще сложнее, чем на драматической). Основной партнер Дудниковой по спектаклю в представленном составе - Липарит Аветисян - спел Хозе ровно, лирично, хотя без блеска, без харАктерной глубины и без особой драматической мощи. Александр Краснов в партии Эскамильо работал, кажется, на пределе голосовых возможностей - зато женская часть аудитории удовлетворенно отметила сходство его персонажа со Стасом Михайловым. А выступали, похоже, без подзвучки совсем!

Дирижер Михаэль Гюттлер, постоянно сотрудничающий с Свердловской оперой (я дважды, в Екатеринбурге и потом в Москве, слышал их с Тителем выдающегося "Бориса Годунова") на первых тактах увертюры напугал громогласным оркестром, но сразу успокоил и оркестр, и всех остальных - в музыкальном плане спектакль прошел исключительно аккуратно с точки зрения взаимодействия оркестра с солистами, ну может хор где-то и не успевал. Кстати, про хор - даже если он оказался и не самой сильной частью постановки, я для себя сакцентировал на нем внимание. В каждой из бесчисленных "Кармен" я выделяю то один, то другой музыкальный эпизод, на протяжении лет я воспринимал - субъективно - как ключевой, смыслообразующий момент то Хабанеру, то ансамбль из второго акта, то хор из четвертого, то сцену гадания, то цыганскую песню... В спектакле Свердловской оперы неожиданно и сразу, в первом же акте, меня зацепил эпизод с играющими в солдат детьми. Как и в случае с самой Кармен, с ее любовными играми, тут как будто лишь имитация и отваги, и дисциплины, и готовности голову сложить... - но ведь очевидно, и по спектаклю разбросаны приметы, что война или уже идет, или вот-вот начнется, настоящая, не учебная и не игровая; эти дети, шагающие шеренгами как бы "на изготовку" - они уже на войне. А между прочим - в детском хоре почти нет мальчиков, девочки и в юбочках, и в коротких штанишках ходят. И лучше не спрашивай, по ком звонит колокол.

Источник: http://users.livejournal.com/-arlekin-/3526090.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57