106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Многообещающая трагедия

Наталья Плуталовская, PRO Танец
21 февраля 2017

У Вячеслава Самодурова и Екатеринбургского театра оперы и балета, которые 17 февраля показали в Москве свою версию, номинированную на «Золотую Маску» аж в семи категориях, получилось впечатлить столичную публику.

«Ромео и Джульетта»… Кажется, нет повести заезженней на свете! Сколько драматических режиссеров, хореографов, кинематографистов, писателей, художников в своих работах осмысляло, интерпретировало и переделывало сюжет шекспировской трагедии. Но особое очарование «Ромео и Джульетты» заключается как раз в том, что гениальный текст допускает сколько угодно художественных интерпретаций, каждая из которых чуть приоткрывает завесу тайны над загадкой по имени Шекспир. И, если новая трактовка сделана с умом и творческой тактичностью, у нее есть всё для того, чтобы заинтересовать зрителя. У Вячеслава Самодурова и Екатеринбургского театра оперы и балета, которые 17 февраля показали в Москве свою версию, номинированную на «Золотую Маску» аж в семи категориях, получилось впечатлить столичную публику.

Прекрасных балетных постановок «Ромео и Джульетты» немало, а потому отсылки и сравнения неизбежны. Сам хореограф не скрывает того, что на его спектакль оказала влияние работа английского классика Кеннета Макмиллана: это прослеживается в деталях режиссерской интерпретации и хореографическом стиле нового балета. Самодуров не работает с подтекстом шекспировской трагедии, не играет со скрытыми мотивами: здесь нет рассуждений о Роке и Судьбе, о вине и (не)зрелости кого-либо из заглавных героев, о природе вражды. Хотя спектакли, основанные на глобальных филологических исследованиях, занимают зрителя своей метафоричностью и монументальной мощью, именно то, что В. Самодуров решил ограничиться верхним пластом текста делает его спектакль очень живым и настоящим.

Герои балета — театральные актеры, а вовсе не жители Вероны времен эпохи Возрождения. История, которую они рассказывают, разворачивается вне пространства и времени, так что об исторической основе можно вспомнить только во время сцены бала в доме Капулетти, когда на артистах появляются тяжелые платья и замысловатые головные уборы (художник по костюмам — Ирэна Белоусова). Но на то он и бал-маскарад, чтобы играть роли. В обычной жизни Ромео, Джульетта и их окружение не гнушаются футболок с принтами, свитшотов и прочих практичных вещей. Бенволио питает страсть к шарфам, а Джульетта жить не может без растянутых кофт — на радость Кормилице, которая использует их как смирительные рубашки, когда воспитанница совсем уж расшалится.

Номинированная в категории «Лучшая женская роль» Екатерина Сапогова в образе Джульетты — главное украшение спектакля. В классической части танец молодой балерины безукоризненно чист и воздушен, а в тех немногочисленных сценах, где прорывается увлеченность хореографа новыми и необычными средствами пластического выражения, правдоподобно эмоционален. Эта резвая и нежная Джульетта мгновенно завоевывает симпатию зрителя, как и обаятельный Ромео Александра Меркушева.

Юные веронцы встречаются взглядами во время соло Джульетты и понимают, что их объединяет отвращение к тяжеловесным «взрослым» танцам. Этим детям нравится совсем другое: легко и беззаботно порхать, лишь на несколько секунд касаясь пола, и то только для того, чтобы снова взлететь. Их дуэты — упоение молодостью и легкостью, погружение в волшебные мечты, за которыми они — есть подозрение — и друг друга-то видят лишь смутно. В сцене у балкона, в роли которого здесь выступает каркас верхнего яруса из знаменитого театра «Глобус», Джульетта проявляет больше зрелости, чем ее пылкий возлюбленный, однако в целом тема взросления в спектакле не акцентируется. Проснувшись в склепе у тела Ромео, ещё не понимающая, что произошло, Джульетта ластится и льнет к нему как котенок: ее любовь такая же юная и наивная, как и она сама. Контраст между Джульеттой-девочкой и Джульеттой-женщиной не так велик, он, скорее, имеет настроенческий характер: Джульетта счастливая противопоставляется Джульетте несчастной.

Ей есть о чем горевать. Сражение Меркуцио и Тибальда (Сергей Кращенко) принесло семье двойное горе и позор: ранее лишь штрихами намеченная страсть синьоры Капулетти (Анастасия Багаева) к своему брутальному племяннику, пластикой не слишком похожему на шекспировского «кошачьего царя», в сцене смерти Тибальда приобретает катастрофические масштабы. Когда синьора Капулетти, не стесняясь толпы горожан и захлебываясь в яростной истерике, оплакивает любовника, веронцы предпочитают уйти в свои дома и плотно закрыть ставни. Только синьор Капулетти (Виктор Механошин), Кормилица (Надежда Шамшурина) и Джульетта становятся свидетелями того, как почтенная мать семейства падает замертво рядом с телом Тибальда. Её не менее почтенный супруг на все события реагирует одинаково спокойно, и эта мягкотелость мужа при жизни явно выводила синьору Капулетти из себя. Постановщик как будто даже оправдывает женщину: в Тибальде она нашла родственную душу, страстную и порывистую. Их обоих не слишком интересует Джульетта, но они ревностно пекутся о внешних приличиях и чести семьи.

Синьор Капулетти воинственных настроений родственников не разделяет. Жестким и властным он становится только однажды, когда Джульетта отказывает Парису. Интересно, что и Парис (Степан Косыгин) в екатеринбургской версии создает впечатление простоватого подкаблучника, этакого тюфяка, и его союз с мечтательной умницей Джульеттой кажется еще более нелепым и неправильным, совершенно невозможным.

На фоне этих слабохарактерных персонажей особенно ярко выделяется Меркуцио. Эта озорная и в то же время глубокая роль всегда выигрышна, и Игорь Булыцын прекрасно с ней справляется. Однако противопоставление Тибальда и Меркуцио в спектакле Самодурова не так значительно, как, например, у Нуреева, где характеры и хореография названных героев настолько проработаны, что эта сюжетная линия серьезно конкурирует с главной. В екатеринбургской постановке Меркуцио и Тибальд увлеченно и красиво дерутся на шпагах, но танцуют не так уж много, и нехватка виртуозного, насыщенного разными элементами мужского танца очень ощущается в ряде сцен.

Впрочем, это один из немногих недостатков весьма достойного спектакля, который пришелся по вкусу не только устроившим овацию зрителям, но и самим артистам. Приятно видеть, что труппа, с готовностью пускавшаяся вслед за своим худруком в путешествие по миру бессюжетных балетов, с не меньшей отдачей создает сюжетный, традиционный по форме спектакль.

Есть ли шанс на «Маски»? Безусловно!

Источник: http://www.protanec.com/single-post/2017/02/21/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57