106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
10 ноября - "Жизель" к творческому юбилею Александра Меркушева


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  06 октября 2017
Волшебная флейта: зрители о спектакле

Сентябрьская премьера «Волшебной флейты» собрала много отзывов зрителей в соцсетях. Публикуем самые интересные, на наш взгляд, выдержки. Ближайший показ премьерного спектакля – 14 октября. Торопитесь, билетов почти не осталось!

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Уфа дала мне огромный опыт

Гульназ Данилова, "Российская газета: неделя. Башкортостан"
18 мая 2017

Директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин - о выборе пути

Одним из сюрпризов Международного фестиваля балетного искусства им. Р. Нуреева, который пройдет с 23 мая по 2 июня, станет спектакль "Ромео и Джульетта" Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, получивший две премии "Золотая маска" 2017 года. Знаменитый коллектив выступит в Уфе впервые. Перед гастролями директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин дал интервью "РГ".

Андрей Геннадьевич, станет ли выступление на фестивале началом диалога между театрами Уфы и Екатеринбурга?

Андрей Шишкин: В нынешних условиях все упирается в деньги. Но хотелось бы привезти в Уфу на следующий Шаляпинский фестиваль оперу. Нам ведь есть что показать.

Несмотря на отсутствие творческих контактов, два театра связаны между собой, прежде всего вашей личностью. Вы - коренной уфимец, работали в Министерстве культуры Башкортостана, затем возглавляли Русский драматический и оперный театры. За годы вашего директорства оперный театр начал выезжать на зарубежные гастроли, номинировался на "Золотую маску" и впервые удостоился ее за оперу "Кахым-турэ", а Нуреевский фестиваль получил федеральное финансирование. И вдруг вы переезжаете в Екатеринбург. Чем это было вызвано?

Андрей Шишкин: В те годы в министерстве культуры республики шла активная ротация руководства, а это всегда дискомфорт. Тогда-то руководитель Департамента государственной поддержки искусства Министерства культуры России Майя Бадриевна Кабахидзе предложила мне возглавить екатеринбургский театр.

Что дал вам уфимский период вашей биографии?

Андрей Шишкин: Громадный жизненный опыт. Когда мне предложили перейти в оперный, я всячески отказывался, зная, какая у директоров оперных театров сложная судьба. Тем не менее возглавил коллектив. Стал изучать музыкальный театр, начал со скупки дисков с оперными спектаклями во всех постановках. Очевидно, мне это помогло. Даже если нет музыкального образования, но постоянно слушаешь и смотришь оперные и балетные спектакли, вырабатываются критерии оценки.

Многое мне дало общение с коллегами по Башкирскому оперному театру: хормейстером Эльвирой Гайфуллиной, дирижерами Алексеем Людмилиным, Робертом Лютером, Владимиром Рыловым. Если бы я начинал в Екатеринбурге с чистого листа, то бы "утонул", но меня выручила предварительная пятилетняя школа в Уфе. В Екатеринбурге поначалу тоже было непросто. Например, как-то несколько солистов отказались ехать на гастроли в ЮАР из-за небольшого, по их мнению, гонорара. Тогда я обратился за помощью к уфимским вокалистам: они меня поддержали и гастроли состоялись.

Действительно, связей с Уфой много. В екатеринбургском театре работают уфимские певцы Татьяна Никанорова, Владимир Чеберяк. Ильгам Валиев, несмотря на то, что вернулся в Уфу, часто приезжает к нам на спектакли. Есть танцовщики в балете - выпускники Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, в том числе Игорь Булыцин, исполняющий партию Меркуцио в "Ромео и Джульетте". Всего уфимцев в театре человек двадцать, все мы друг друга поддерживаем и не теряем из вида.

С тех пор как руководство театрами передали в одни руки, директора вынуждены решать и хозяйственные вопросы, и творческие задачи. У вас в театре два худрука, но при этом вы сами активно участвуете в творческом процессе. Как строятся взаимоотношения с ними?

Андрей Шишкин: У нас маститый руководитель оперной труппы Светлана Залязняк, заведующая кафедрой сольного пения Уральской консерватории. Балетную труппу возглавляет хореограф, экс-солист Мариинского театра, Ковент-Гардена, театров Амстердама и Копенгагена Вячеслав Самодуров. Творческие вопросы также решают главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи и два главных хормейстера - Анжелика Грозина, к слову, начинавшая свою деятельность в Октябрьском музыкальном училище, и Эльвира Гайфуллина, главный приглашенный хормейстер.

Наши взаимоотношения с ними основаны на диалоге. Со Славой Самодуровым в первое время трудно было договориться: он хотел, чтобы в театре шли только одноактные балеты, как в Европе. Но у нас существует традиция многоактных балетов и мы не имеем права замыкаться в одном направлении. Как нельзя, чтобы театр был только живописным или только экспериментальным - должна быть золотая середина, и мы вместе пытаемся ее найти. Сейчас в театре выстроена система, которая работает без моего непосредственного участия, у меня нет необходимости постоянно заниматься вопросами стройки, финансов, кадров, дисциплины, гастролей, и я могу сосредоточиться на творческом процессе.

Вместе с Оливером фон Дохнаньи и Славой Самодуровым сформировали планы театра уже до 2020 года, определили четкую стратегию развития. Надо сказать, в первые годы моей работы в Екатеринбурге мы выпускали только спектакли-шлягеры и благодаря этому смогли нарастить цеха, создать тенденцию зрительского интереса к нам. Но в год столетия театра почувствовали, что бегаем по кругу.

И как вы разорвали этот круг?

Андрей Шишкин: Пригласили режиссера Уве Шварца. Он поставил "Любовь к трем апельсинам". И мы узнали, что существует европейский театр - свободный, открытый, с иными технологиями. Как только начали приглашать постановщиков из-за границы, появились новые проекты, наиболее показательный из них - "Сатьяграха" Филипа Гласса.

Эту оперу я слышал давно, потому что увлекаюсь джазом, блюзом, арт-роком. Будучи в Амстердаме, в беседе с агентом поделился мечтой поставить в России "Сатьяграху". На следующий день он повел меня к нотному библиотекарю нидерландской национальной оперы. Тот сказал: "Вы пришли туда, куда нужно. Именно я в 1979 году с Филипом Глассом в Роттердаме на коленке дописывал партитуру, когда мы впервые ставили "Сатьяграху". И вот я впервые вижу, что кто-то из России интересуется Филипом Глассом. Я дам вам партитуру, адрес агента и рекомендацию".

Я со страхом ждал, как к этой идее отнесется коллектив: пение на санскрите, вместо арий - сплошные ансамбли, причем вместе с хором, нет героя и антигероя, любовного треугольника, нет конфликта. Мы пригласили специалиста по санскриту, востоковеда Наталью Силкину из Санкт-Петербурга. Она занималась с каждым вокалистом, учила их фонетике, переводила текст. Я сам сидел на каждой репетиции, артисты видели мой интерес и постепенно прониклись проектом, стали гордиться, что они выпускают такой необычный спектакль. На премьеру пригласили корреспондентов порядка двадцати федеральных СМИ, все с восторгом написали о нашей "Сатьяграхе", произошел настоящий информационный взрыв. Так мы выбрали свой путь развития.

Но публика консервативна. Как ее приучить к новациям?

Андрей Шишкин: Нужно осторожно выбирать названия, постепенно готовить зрителя к премьере. С этой целью мы открываем сайты проектов, даем много интервью. Сегодня уже недостаточно вывесить афишу - надо заниматься адресной рекламой, обращаться к каждому потенциальному зрителю. Самое трудное, но и самое главное: за эти годы удалось создать имидж успешного театра. И теперь он работает на нас.

ключевой вопрос

Почему вы ставите не просто спектакль, а делаете проекты?

Андрей Шишкин: Просто ставить оперу сейчас, мне кажется, неинтересно. Нужно делать целостные проекты - культурологические, просветительские, ради гуманистических целей. Первые попытки подобной "проектной" работы были сделаны в "Сатьяграхе", а наиболее полно реализованы в "Пассажирке" М.Вайнберга, постановка которой превратилась в полномасштабный международный проект с участием польских партнеров. В течение полутора лет у нас шли презентации, концерты, выставки, посвященные композитору, а под занавес мы показали спектакль на Новой сцене Большого театра в рамках форума "Вайнберг. Возвращение". После нас еще три театра поставили Вайнберга, а мы оказались у истоков этого движения, вызвали общий интерес.

Теперь готовим постановку оперы "Греческие пассионы". Путем долгих исканий мы вышли на неизвестного в России чешского композитора Богуслава Мартину. Как оказалось, это очень интересный, плодовитый автор. Его опера "Греческие пассионы" написана по книге "Христа распинают вновь" Никоса Казандзакиса, известного другим своим скандальным романом "Последнее искушение Христа". Конечно, для нас выбор этого произведения связан с определенным риском, но ведь риск будоражит кровь. Мы поехали с Оливером фон Дохнаньи в Прагу, вышли на контакт с директором института Богуслава Мартину, подписали протокол о сотрудничестве. Сейчас контактируем с Греческим культурным центром в Москве и Международным Сообществом Друзей Никоса Казандзакиса. В качестве консультанта проекта пригласили представителей Русской Православной Церкви.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  19 октября 2017 (чт) в 18:30

К 100-летию Екатеринбургского балета
ЦВЕТОДЕЛИКА

Балет в трех действиях

 
  20 октября 2017 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  21 октября 2017 (сб) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  22 октября 2017 (вс) в 11:00

К. Хачатурян
ЧИПОЛЛИНО

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  22 октября 2017 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57