106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Русалка" закончилась молитвой

Марина Гайкович, Независимая газета
29 мая 2017


Уходящий сезон Екатеринбургского театра оперы и балета щедр на сказки: зимой в репертуаре появился балет Артема Васильева «Снежная королева» в постановке Вячеслава Самодурова (см. «НГ» от 16.12.16), а только что прошла премьера оперы Дворжака «Русалка». Оба позиционируются в театре как спектакли для семейного просмотра. Казалось бы, «Русалка» репертуарный шлягер, но в российских театрах эта опера сейчас почти не идет (как и ее русская «сестра» – «Русалка» Даргомыжского). Поэтому выбор названия обманчиво тривиален.

На эту установку и ориентируются постановщики «Русалки»: режиссер Томаш Пилар и художники Павел Кодеда (сценография), Ивана Миклошкова (костюмы) и Даниэль Тесар (свет); молодую команду из Чехии патронирует опытный главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи. Спектакль вышел необычайно красочным: манящий свет в духе Роберта Уилсона делает пространство объемным и эмоционально насыщенным, дымовые завесы маркируют логово Ежибабы, которая выступает в окружении стражников-жуков, царство Водяного создается благодаря завораживающей морской глади на 3D-экране, светящихся кувшинок и трона-коряги; во дворце снуют туда-сюда «конфеты и пирожные» под предводительством бойкого повара, стройной шеренгой выступают дворецкие, зажигаются свечи и т.д.

Режиссер выстраивает мизансценический ряд, не отклоняясь от сюжета: задачи нащупать двойное дно, «вскрыть» подтекст оперы он себе не ставит.

Впрочем, рассчитывая спектакль на семейную, а значит, детскую аудиторию (на премьере были и малыши), режиссеру стоило яснее маркировать сюжетную линию. Скажем, влюбленная Русалка, пройдя испытания и лишившись голоса, наконец со своим возлюбленным: но отчего она, минуту назад со всей нежностью обнимавшая Принца, вдруг не принимает бокал из его рук, отказывается от поцелуя? Чужеземная Княжна очень похожа на Ежибабу (кажется, что это превращение – часть злого плана волшебницы), но это сходство им и остается. Устрашающего вида Княжна, вся в черном, с высокой прической, в противовес свадебному наряду юной Русалки, отчего-то привлекла внимание Принца: да так, что тот, не стесняясь детей в зале, заваливает ее прямо на праздничный стол (видимо, этот фрагмент – для другой части семейной аудитории, для пап).

Впрочем, режиссер все же не пытается заслонить музыку и дает возможность слушателю самостоятельно «нарастить» смысловые пласты. Здесь и начинаешь чувствовать отчетливые вагнерианские мотивы (в частности, аллюзии на знаменитый Liebestod из «Тристана и Изольды»), но вместе с тем (или более того) и религиозные, христианские. Последняя фраза Русалочки, произнесенная певицей, упавшей на колени и вознесшей руки к нему, обращена к человеческому богу (о смерти тела, но бессмертии души у людей ее предупреждал в первом действии Водяной): она просит Господа о спасении души Принца.

Дирижер очень аккуратно ведет оркестр, выстраивает приличный баланс с певцами и хором. Судя по буклету, в труппе есть пять составов солистов, и большая их часть вышла уже в премьерном блоке. В первом составе объединились опытный тенор Ильгам Валиев (Принц) и молодое сопрано Ольга Тенякова (Русалка), два контрастных меццо пели Княжну (Ирина Риндзунер) и Ежибабу (Надежда Рыженкова), а на роль Водяного пригласили колоритного баса Вазгена Газаряна.

Премьера «Русалки» демонстрирует мастерство, слаженность в работе всей труппы (на поклон выходит сотня артистов, не считая музыкантов оркестра), рост технических возможностей и навыки технических специалистов, готовность театра к самым сложным задачам. И как следствие, к самому сложному репертуару: в следующем сезоне здесь представят партитуру одного из ключевых чешских (и европейских) композиторов ХХ века Богуслава Мартину: премьера оперы «Греческие пассионы» назначена на апрель 2018 года.

оригинальный адрес статьи 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57