106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 января 2018
Диалоги о балете. Тело города/ Тело танца

Екатеринбургский театр оперы и балета и Президентский центр Бориса Ельцина продолжают цикл разговоров о балете, в новом сезоне — в формате диалогов. Первый из них состоится 26 января.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
С 28 декабря до 6 января оплата билетов через сайт будет недоступна

Приносим извинения за временные неудобства.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
Театр приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу меццо-сопрано

Прослушивание состоится 16 января 2018 года в 11:30. Объявлен конкурс на партию Кармен.

 
  подробнее...  
  20 декабря 2017
В феврале пройдет прослушивание в детский хор театра

Детский хор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета объявляет набор артистов.

 
  подробнее...  
  18 декабря 2017
Екатеринбургские СМИ побывали на репетициях балета «Пахита»

Премьера реконструированного спектакля Мариуса Петипа пройдет в конце февраля 2018 года, но уже сейчас в театре идут репетиции, создают декорации и шьют костюмы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Русалка" закончилась молитвой

Марина Гайкович, Независимая газета
29 мая 2017


Уходящий сезон Екатеринбургского театра оперы и балета щедр на сказки: зимой в репертуаре появился балет Артема Васильева «Снежная королева» в постановке Вячеслава Самодурова (см. «НГ» от 16.12.16), а только что прошла премьера оперы Дворжака «Русалка». Оба позиционируются в театре как спектакли для семейного просмотра. Казалось бы, «Русалка» репертуарный шлягер, но в российских театрах эта опера сейчас почти не идет (как и ее русская «сестра» – «Русалка» Даргомыжского). Поэтому выбор названия обманчиво тривиален.

На эту установку и ориентируются постановщики «Русалки»: режиссер Томаш Пилар и художники Павел Кодеда (сценография), Ивана Миклошкова (костюмы) и Даниэль Тесар (свет); молодую команду из Чехии патронирует опытный главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи. Спектакль вышел необычайно красочным: манящий свет в духе Роберта Уилсона делает пространство объемным и эмоционально насыщенным, дымовые завесы маркируют логово Ежибабы, которая выступает в окружении стражников-жуков, царство Водяного создается благодаря завораживающей морской глади на 3D-экране, светящихся кувшинок и трона-коряги; во дворце снуют туда-сюда «конфеты и пирожные» под предводительством бойкого повара, стройной шеренгой выступают дворецкие, зажигаются свечи и т.д.

Режиссер выстраивает мизансценический ряд, не отклоняясь от сюжета: задачи нащупать двойное дно, «вскрыть» подтекст оперы он себе не ставит.

Впрочем, рассчитывая спектакль на семейную, а значит, детскую аудиторию (на премьере были и малыши), режиссеру стоило яснее маркировать сюжетную линию. Скажем, влюбленная Русалка, пройдя испытания и лишившись голоса, наконец со своим возлюбленным: но отчего она, минуту назад со всей нежностью обнимавшая Принца, вдруг не принимает бокал из его рук, отказывается от поцелуя? Чужеземная Княжна очень похожа на Ежибабу (кажется, что это превращение – часть злого плана волшебницы), но это сходство им и остается. Устрашающего вида Княжна, вся в черном, с высокой прической, в противовес свадебному наряду юной Русалки, отчего-то привлекла внимание Принца: да так, что тот, не стесняясь детей в зале, заваливает ее прямо на праздничный стол (видимо, этот фрагмент – для другой части семейной аудитории, для пап).

Впрочем, режиссер все же не пытается заслонить музыку и дает возможность слушателю самостоятельно «нарастить» смысловые пласты. Здесь и начинаешь чувствовать отчетливые вагнерианские мотивы (в частности, аллюзии на знаменитый Liebestod из «Тристана и Изольды»), но вместе с тем (или более того) и религиозные, христианские. Последняя фраза Русалочки, произнесенная певицей, упавшей на колени и вознесшей руки к нему, обращена к человеческому богу (о смерти тела, но бессмертии души у людей ее предупреждал в первом действии Водяной): она просит Господа о спасении души Принца.

Дирижер очень аккуратно ведет оркестр, выстраивает приличный баланс с певцами и хором. Судя по буклету, в труппе есть пять составов солистов, и большая их часть вышла уже в премьерном блоке. В первом составе объединились опытный тенор Ильгам Валиев (Принц) и молодое сопрано Ольга Тенякова (Русалка), два контрастных меццо пели Княжну (Ирина Риндзунер) и Ежибабу (Надежда Рыженкова), а на роль Водяного пригласили колоритного баса Вазгена Газаряна.

Премьера «Русалки» демонстрирует мастерство, слаженность в работе всей труппы (на поклон выходит сотня артистов, не считая музыкантов оркестра), рост технических возможностей и навыки технических специалистов, готовность театра к самым сложным задачам. И как следствие, к самому сложному репертуару: в следующем сезоне здесь представят партитуру одного из ключевых чешских (и европейских) композиторов ХХ века Богуслава Мартину: премьера оперы «Греческие пассионы» назначена на апрель 2018 года.

оригинальный адрес статьи 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  18 января 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  19 января 2018 (пт) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  20 января 2018 (сб) в 18:00

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  23 января 2018 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  24 января 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57