106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 апреля 2018
Поздравляем!

24 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры Свердловской области объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  24 апреля 2018
Надежда Бабинцева станет гостьей встречи Клуба друзей театра

Заключительная в этом сезоне встреча состоится 29 апреля (воскресенье).

 
  подробнее...  
  22 апреля 2018
Пресса о премьере оперы

 
  подробнее...  
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Дух реконструкции

Екатерина БЕЛЯЕВА, http://screenstage.ru/?p=7079
18 августа 2017

Екатеринбургский театр, уже выпустивший в этом сезоне “Снежную королеву” Артема Васильева в хореографии худрука театра Вячеслава Самодурова и “Жизель” в классической редакции и новом оформлении (и для выполнения плана этих двух балетов вполне бы хватило), украсил свой репертуар еще тремя новинками. Знаменитый балетмейстер-реставратор Юрий Бурлака поставил сюиту из балета Цезаря Пуни “Наяда и рыбак”, и два молодых хореографа подготовили свои миниатюры.

Ведущие музыкальные театры России завершили свой сезон премьерами. Традиция эта пришла из московских театров – Большого и МАМТа. Мариинский театр выпустил “Ярославну” Бориса Тищенко в новой постановке Владимира Варнавы, Пермский показал триптих балетов Игоря Стравинского, Петрозаводский театр представил долгожданное “Лебединое озеро” в редакции Кирилла Симонова с интересным последним актом и фантастически красивыми новыми лебедиными пачками палевого цвета. В МАМТе прошли премьеры балетов Сержа Лифаря и Уильяма Форсайта, в Большом должен был выйти “Нуреев” Ильи Демуцкого, Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова. Екатеринбургский театр, уже выпустивший в этом сезоне “Снежную королеву” Артема Васильева в хореографии худрука театра Вячеслава Самодурова и “Жизель” в классической редакции и новом оформлении (и для выполнения плана этих двух балетов вполне бы хватило), украсил свой репертуар еще тремя новинками. Знаменитый балетмейстер-реставратор Юрий Бурлака поставил сюиту из балета Цезаря Пуни “Наяда и рыбак”, и два молодых хореографа подготовили свои миниатюры. Чтобы уравновесить старинный спектакль начала XX века и мини-балеты из века XXI, вечер дополнили шедевром Ханса ван Манена “Пять танго” (1977), который возник в репертуаре театра еще в 2013.

Первую историческую “Наяду” Жюля Перро можно считать ровесницей и ближайшей родственницей романтических балетов XIX века, таких как “Жизель”, “Ундина”, “Сильфида”, “Пери”. В сюжеты этих балетов заложены встреча и противостояние реального и фантастического. Содержание “Наяды и рыбака” несложное, но с большим количеством деталей. Морская дева влюбляется в сицилийского рыбака Маттео, у которого уже есть земная невеста Джианнина. Маттео готовится к свадьбе, но внезапное появление девы из глубины вод возвращает его к былым видениям – таинственная Наяда много раз приходила к рыбаку во сне. Она умело пользуется принципом романтического раздвоения. Уподобившись внешне Джианнине, Наяда показывается одному лишь Маттео, углубленному в свои мысли. В самый разгар праздника и устроенных по его поводу танцев Маттео бросает невесту и устремляется за Наядой. Конец истории нам не очень интересен, так как три сохранившихся фрагмента, восстановленных в Екатеринбурге, относятся к первой части балета. Премьера “Наяды” состоялась в Лондоне, и вскоре спектакль был перенесен в Петербург, где долго шел с большим успехом. Второе рождение “Наяды” связано с именем Мариуса Петипа, возобновившего балет в 1892 году. Однако когда в 1903 году вспомнить “Наяду” Петипа попросили Александра Ширяева, выяснилось, что никто не помнит ни единого па из того спектакля, и балет был создан заново. Юрию Бурлаке не пришлось расшифровывать нотацию, три сохранившихся фрагмента балета дошли в обычной записи танцев и мизансцен. Последний раз “Наяду и рыбака” танцевали в Вагановском училище в 1924, но ни одного участника уже нет в живых. Таким образом, Бурлака представил собственную, основанную на реконструкции редакцию “Наяды”, куда вошли сцена появления морской девы и ее дуэт с Маттео, деревенский праздник и танец Наяды со своей тенью (фантастические существа вроде Сильфиды или Ундины не отбрасывают тень, она появляется у них в случае перерождения в людей). Оформлением балета в Екатеринбурге занимались Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, художники из Санкт-Петербурга, постоянные соавторы Бурлаки. Редакцией оригинальной партитуры Пуни и новой оркестровки отдельных номеров ведал Александр Троицкий.

Первая сцена – уходящее вдаль море, закуток залива, театральные скалы, деревца и крошечный пятачок суши, каждый миллиметр которого вот-вот превратится в танцпол. Друзья Маттео вытаскивают сети, в них полно красивых бутафорских рыб. Маттео кидает свою сеть и убегает. Из-за скалы откуда ни возьмись выплывает огромная раковина, на ней устроилась дева в зеленом платье. Маттео встречает девушку из своих снов оригинальным танцем, заплетающимся внутрь замысловатой косичкой (прыжок, выброс ноги вперед и закрытие позы “на круазе”). Затем идет оригинальное па де де с сетью, которую Наяда разрешает Маттео накинуть на нее и даже поднять ее, пойманную, на руки. В этом па де де больше дерзости у танцовщика (Алексей Селиверстов) и физической отзывчивости у балерины (Мария Михеева), чем у пары Сильфиды и Джеймса, но и время создания балета иное. На пороге балетного театра уже стояла Айседора Дункан, освобожденная от многих классических условностей и жестких деталей одежды (корсета). Впрочем, Ширяев, а за ним Бурлака, вполне преданы заветам пятых позиций и традиционных пор де бра. Другое дело – детали, отделка танца, вычурность рисунка. Направление мысли балетмейстера станет отчетливо понятным во второй сцене, которую открывает танец шестерки девчат, получивший закулисное название “щучки” – танцовщицы держат руки перед головой, как пловчихи, и синхронно выбрасывают обе ноги вперед в высоком прыжке, изгибая корпус в форме перевернутой греческой буквы “сигма”. Формально внимание зрителя должно быть сосредоточено на вытянутых подъемах и плавно висящих руках девушек, но рассматривать декоративность их поз, следить за взметнувшимися в разные стороны фартучками и растрепанными прическами рыбачек куда занимательнее. Ширяев ходит по улицам Петербурга начала века, с фасадов новеньких домов, отстроенных архитекторами модерна, лукаво улыбаются дракончики с загнутыми хвостиками, рыбки и птицы-сирин с игривыми кудряшками на головах. Все эти архитектурные чудачества с улиц отправляются прямиком на сцену, как когда-то во времена Луи Каторза и его наследников сценические облака делались курчавыми, спеша за модой вязкого барокко и прихотливого рококо. Шестерку “щучек” вскоре разбавяют кавалеры, раскидывающие в разные стороны легкие антраша сис и катр, те самые заноски, которые считаются коньком французской школы. Но в начале XX века французский балет не был передовым, и в Париже не перевели стрелки балетных часов на уличное “ар нуво”. Галльские заноски остались целомудренными, как при Перро, и в первозданном виде дошли до нашего времени. Тем временем в Петербурге в классический язык смело вплетались подстрочные знаки псевдоисторизма и модерна. Свидетельств той эпохи, когда императорский стиль Петипа сменялся разными смешанными стилями – драмбалетным модерном Михаила Фокина и манерным классицизмом или псевдоромантизмом Ширяева, практически не существует. Имеющиеся балеты Фокина дух перемен не передают, они не восстановлены, как “Наяда и рыбак”, а дожили до нас своей многострадальной жизнью – забытовлены и запылены исполнительскими штампами. Поэтому работу, которую ведет Бурлака – большой знаток именно этого периода истории русского балета – трудно переоценить. Реконструированная (или заново поставленная по записям) сцена деревенского праздника великолепна своей эклектичностью. Уже отмеченная выше заточенность на антраша всех видов, выполняемые юношами и девушками в огромном количестве, переходит в одержимость хореографа арабеском, но чтобы подвести к нему героев, тот сочиняет для них подготовительную цепочку непростых па: каскады геометричных ассамбле, круглых шене, штопорообразных подскоков, бодрых двойных туров, россыпью новых антраша и прыжков уголком. За наваждением от групповых танцев уже не разглядеть живописного выхода Наяды, которая сбрасывает зеленое тюлевое платье ундины и являет себя в костюме Джианнины. К сожалению, рукопись обрывается на самом интересном месте, и содержания следующих танцев мы не знаем, но то, что уцелело, сегодня грамотно восстановлено и хорошо станцовано – это раритетный материал, его хочется пересматривать. При этом раритетность не является принадлежностью спектакля Ширяева (раритетна работа Бурлаки), наоборот, эклектика и модерн в балете, как и в изящных искусствах, были поворотом к массовому производству, тиражированию и общедоступности. Проверить эту формулу с балетом будет трудно, так как нет материальных свидетельств, но так обстояло дело с фарфором, текстилем, иллюстрациями и прочим.

Хореографами миниатюр, составляющих вторую часть спектакля, выступили Игорь Булыцын и Софья Лыткина, постоянные участники екатеринбургской мастерской хореографии “Dance-платформа”. Булыцын, которого столичная публика знает как исполнителя роли Меркуцио в балете Вячеслава Самодурова “Ромео и Джульетта”, получившего в этом году “Золотую Маску”, поставил миниатюру “Увертюра” на музыку увертюры к опере Антонио Сальери “Катилина”. Используя героический тон музыки, он сочинил темпераментное па де де для Дианы Еремеевой и Кирилла Попова. Костюмы танцовщиков и задник (автор Елена Трубецкова и Дарья Бочкарева) переливались сапфирово-синим и охристо-желтым цветами, перетекающими друг в друга, неприятно окрашивая разные части тела артистов. Словно безумный дух Катилины, пытавшийся затаиться днем (охра) и выходивший на охоту ночью (сапфир), когда добропорядочные граждане спят. Па де де сочинено как раз про такую неуспокоенность. Отдельно краски мирно сосуществуют, а когда смешиваются – закипают. Вслед за своим худруком Булыцын экспериментирует, комбинируя трудные движения – в данном случае для пары, которая на самом деле не пара в традиционном смысле слова, а изящное чудовище о двух головах и одном сердце. Балет Лыткиной “Па де катр” на музыку Баха не так оригинален, как у коллеги, так как комедийные па многим удаются хуже – они порой забавны, но редко смешны. Вместе с тем хореограф придумала хорошую заставку и эпилог в виде застывшей тени четырех фигурок танцовщиков – такие штуки вырезали из бумаги поэты и писатели бидермайера, а потом устраивали домашний театр теней.

В целом вечер в Екатеринбурге удался, а благодаря качеству исполнения балета “Пять танго”, “из подбора” подставленного к премьерам, провинциальный театр обогнал МАМТ (дни премьер совпали день в день), где репертуарная “Маленькая смерть” Иржи Килиана между идеальными “Сюитой в белом” Лифаря и “Второй деталью” Форсайта была исполнена деловито и конвенциально. И тема реконструкции старинного спектакля, поднятая в Екатеринбурге, и на таком высоком уровне, завораживает в разы больше.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 апреля 2018 (вс) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  02 мая 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57