106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  15 декабря 2017
Солисты Екатеринбургской оперы споют в центре Москвы в новогоднюю ночь

Екатеринбургский театр оперы и балета станет участником проекта «Золотая Маска в городе», который пройдет в Москве в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» 31 декабря, 1 и 2 января.

 
  подробнее...  
  05 декабря 2017
Вячеслав Самодуров представляет премьеры балетного сезона

Художественный руководитель екатеринбургского балета — о грядущих балетных премьерах и о том, в каких сомнениях рождаются новые постановки.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Плыла русалка в блеске чудном...»

Екатерина Беляева, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, №7-8, 2017
20 ноября 2017

Екатеринбургский театр оперы и балета завершил насыщенный сезон премьерой, которой не быпо в первоначальном плане, но в апреле ее уверенно объявили, а в июле представили на суд зрителей.

 

Екатеринбургский театр оперы и балета завершил насыщенный сезон премьерой, которой не быпо в первоначальном плане, но в апреле ее уверенно объявили, а в июле представили на суд зрителей.

В сезоне 2016/17 театр выпустил аккурат две новые оперные и две балетные постановки — в сентябре показали оперу «Пассажирка» Вайнберга, в декабре – балет «Снежная королева» Артема Васильева в постановке Вячеслава Самодурова (мировая премьера), классическую «Жизель» в новом оформлении в апреле и «Русалку» Дворжака в мае. Параллельно театр с января 2016 года начал готовиться к празднованию Юбилея Петипа. В ноябре 2017-го Сергей Вихарев должен был представить грандиозную реконструкцию балета Минкуса «Пахита» и до своей скоропостижной кончины в июне успел поставить и отрепетировать с екатеринбургскими артистами несколько важных эпизодов спектакля. Еще лучше обстояло дело с художественным оформлением будущего спектакля. Бросать все это на половине дороги было очень обидно. Недавно стало известно, что вместо Вихарева спектакль будет дорабатывать Самодуров, а сама премьера переносится на февраль 2018 года. И это еще не все, так как Екатеринбургский театр захотел опередить всех и в конце прошедшего сезона представить балетный раритет, который также имеет непосредственное отношение к великому бапетмейстеру, но по иронии судьбы его хореографией при живом еще Петипа занимался другой человек.

Речь идет о балете Пуни «Наяда и рыбак». Фрагменты поставил в Екатеринбурге знаток старинной хореографии и древних балетных партитур Юрий Бурлака. В отличие от Вихарева, который расшифровывал нотации гарвардских балетных рукописей и интересовался так называемым золотым веком Петипа, Бурлака, также владея ключами от «гарвардских» текстов, предпочитает обращаться к эпохе позднего Петипа и пост Петипа, то есть к наследию раннего ХХ века.

«Наяда и рыбак» относится к долгожителям балетного репертуара, Сюжет родился в эпоху раннего романтизма, когда поэты перестали интересоваться реальным и воспели фантастических существ, которые по легенде жили в воде, воздухе и огне: крылатых сильфид, хвостатых русалок и хладнокровных ундин. Наяда была озерной разновидностью ундины – девы волны (от итальянского «опdа» - волна), которая, когда выходила из пучины морской на сушу, не отбрасывала тени и делалась видимой только заинтересованным лицам, так называемым романтикам. В балетных либретто разница между мифологическими нереидами, ундинами и наядами стерлась — не важно, из морской или пресной воды они выходили – главное, что они сначала жили под водой и стремились к «отношениям» с землянами.

Историческая «Наяда и рыбак» Ж. Перро родилась на десять лет позже «Сильфиды» Ф. Тальони, и их сюжеты во многом сходны. Романтичная водная дева наяда/ундина влюбляется в неаполитанского/сицилийского рыбака Дженнаро/Маттео, обрученного с красивой земной девушкой Джианниной. Наяда дерзко вторгается в повседневную жизнь Маттео, постоянно разрушая его планы и отвлекая от работ и досуга с девушками. В процессе соблазнения она ловко раздваивается, точно как герои повестей Гофмана: она приплывает к нему на перламутровой раковине как фантастическое создание, потом уподобляется внешне Джианнине и убеждает рыбака, что она и есть его невеста, только еще красивее и чувственнее. И когда друзья Маттео отмечают радостный христианский праздник, растревоженный визитами двуликой Наяды рыбак бросает невесту и устремляется за новой подружкой. Продолжение рассказывать нет смысла, хотя балет заканчивается счастливым образом, победой христианских сил над языческими, не то что в «Сильфиде». Реконструкция касается в основном первой части балета.

Премьера «Наяды» Перро состоялась в Лондоне. После спектакль был перенесен в Петербург, где долго не сходил со сцены, любимый и очень посещаемый балетоманами. Через какое-то время он был отредактирован Петипа вместе с другими спектаклями романтического репертуара – французский балетмейстер сохранял находки предшественников и дополнял своими собственными танцами. Петипа возобновил балет в Петербурге в 1892 году, а в 1903, когда вспомнить «Наяду» Петипа (мэтр был уже в почтенном возрасте) попросили Александра Ширяева, обнаружилось, что никто не может воспроизвести ни одного па из того спектакля. Балетмейстеру не оставалось ничего другого, как сочинить балет заново. Но и этот спектакль не сохранился в целости.

Последняя в истории ХХ века «Наяда и рыбак» показывалась в Петроградском хореографическом училище в 1921 году, но ни свидетелей, ни участников того спектакля уже нет в живых. Бурлака обнаружил запись танцев трех больших фрагментов «Наяды»: сцену «прибытия» морской девы на раковине и ее дуэт с Маттео, деревенский праздник и танец Наяды, ставшей обычной девушкой, с тенью. Сохранившиеся эпизоды Бурлака объединил в единое действие (39 минут), сюиту изоригинапьной партитуры Пуни собрал Александр Троицкий. Оформили спектакль художники из Санкт-Петербурга Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, которые регулярно работают вместе с Бурлакой.

Не стоит говорить, насколько полезны для артистов репетиции подобных балетов, требующих верности классическим позициям, и как отрепетированные спектакли радуют глаз своей замысловатой композицией. Из запоминающегося после одного просмотра – танцы солистов-мужчин, походящий на плетение косички, когда движение устремлено в пол, но пока артист достигает этого пола аккуратно скрещенными ногами, он успевает сделать несколько сложнейших па в воздухе, включающих прыжки с оборотами, ромбовидные ассамбпе и целые россыпи заносок — антраша-катр и антраша-сис. Помпезно и грациозно одновременно, в сопровождении тревожных аккордов, вплывает в бухту Наяда, неспешно сходит на берег и, пользуясь замешательством Маттео, сразу начинает обворожительную вариацию с хитрыми новомодными пор де бра, выдающими принадлежность хореографии ХХ веку.

Изобретательно поставлены и аккуратно восстановлены танцы рыбаков и рыбачек Шестерка девушек «раскидывает» в обе стороны угловатые прыжки в форме греческой сигмы — на слэнге постановщиков танец зовется «щучками». Но речь не о реальных рыбах, конечно. Щучки, дракончики, ершики – элементы декора, пришедшие на сцену из архитектуры, а игривые пор де бра — из драматического театра и позже — из немого кино. Спектакль Ширяева ценен своей эклектикой, даже в этих сохранившихся 39 минутах былой постановки видно, как стремительно меняется эстетика, как императорская важность Петипа сдает позиции, уступая место новому направлению. Игривый завиток внутри вариации становится важнее самой конструкции, нестройность которой мы больше не замечаем.

Архитектура балетов Петипа подобных вольностей не позволяет, а в «постройках» эпохи модерна прямая линия, наоборот, запрещена. В «Спящей красавице» излишки и роскошества касаются, прежде всего, костюмов и декораций, в новой «Наяде» эти «излишки» танцуют, пример описан выше – девушки-щучки. Считается, что дух ар-нуво на русской сцене передавал Фокин, но он умышленно работал в этом направлении, шел «противтечения», менял тип спектакля, изобретая новый облик па де де, облегчал костюмы от корсетов и костей. А у Ширяева, который честно хотел вспомнить спектакль Петипа, новая стилистика возникла спонтанно, буквально «зашла» с улицы. Удивительно, как точно Бурлака передал эти тонкости стиля артистам. Все они – Мария Михеева – Наяда, Алексей Селиверстов — Маттео, Надежда Иванова – Джианнина, Игорь Бупыцын — Антонио, Томоха Терада — Джузеппе, Лири Вакабаяси – Тереза, Анна Домке – Лючия — танцевали убористо трудный, но декоративно прекрасный текст с энтузиазмом, хотя пока и не без помарок. В процессе подготовки труппы к «Пахите» Самодуров, скорее всего, поставит «Наяду» в афишу не раз, и непростой спектакль тогда втанцуется крепче.

Бурлака, сделавший этот отменный балет, дал теперь четко понять, что его настоящий конек — реконструкция спектаклей наследия именно из начала ХХ века. И снова Екатеринбург опережает другие театры, ангажируя востребованного постановщика на новую работу. Через сезон Бурлака будет ставить в этом театре «Арпекинаду» Дриго – еще один балет Петипа из эпохи пост-Петипа, родившийся на следующий день после fin de sieсlе (1900).

***

Кроме «Наяды» театр представлял еще две мини-премьеры молодых хореографов, участвовавших в мастерской новой хjреографии «Dance-платформа», ежегодно проводимой по инициативе Самодурова в сентябре. Хореографами миниатюр выступли солист театра Игорь Булыцын и Софья Лыткина из Новосибирска.

Булыцын поставил миниатюру «Увертюра» на музыку увертюры к опере Антонио Сальери «Каталина». Используя бравурный тон музыки, он сочинил темпераментное па де де для Дианы Еремеевой и Кирилла Попова. Костюмы танцовщиков и задник (автор Елена Трубецкова и Дарья Бочкарева) полыхали синими и желтыми цветами. Постановщики явно находились под впечатлением объехавшей весь мир и добравшейся до Екатеринбурга выставки видеоинсталляций «Ван Г ог. Ожившие полотна». Игра цветов создает эффект голограммы, движения тел сканируют ход химической реакции красок. Движения придуманы трудные, и в них вложены какие-то человеческие чувства и эмоции, но герои па де де уравнены в правах с красками. В отличие от тотальной моды сегодняшних молодых постановщиков на сюжетные балеты, узаконенной прошедшим в июне в Москве Международным балетным конкурсом, Булыцын экспериментирует и с дуэтной формой, и собственно с движением, когда в танце важно на «что» сделано, ни «о чем» сделано, а «как» сделано, будто специально по рецепту Майи Плисецкой, ценившей такой подход,

Балет Лыткиной «Па де катр» на музыку Баха менее оригинален, чем у коллеги, но она и рискует большим, представляя комедийную миниатюру. Четверка солистов последовательно разрушает острую графическую модель. Словно четыре прямоугольных стеклышки разбиваются, скатываются в тубус калейдоскопа и поворачивают его к зрителю не той стороной, где складывается красивый узор, а изнаночной, с горкой цветных осколочков Лыткина придумывает для артистов всякие неудобные поддержки, которые ставят их в неловкое положение, поэтому они стремительно меняют позу, вырываясь из рук партнера-провокатора. В финале симпатичное мельтешение раскидывает солистов в разные стороны, а ветхий луч света фиксирует четыре графические фигурки, готовые, наверное, к следующей сессии приключений в калейдоскопе.

И для склейки хореографии, оторванной друг от друга на сто лет, Самодуров добавил в программу вечера «Пять танго» Пьяццоллы в хореографии Ханса ван Манена. Балет присутствует в репертуаре с 2013 года, на нем воспитываются молодые артисты. В июльской премьере в спектакле великолепно выступили Александр Меркушев и Екатерина Сапогова, напомнив пресловутую историю про «взгляд-нож», которую любит рассказывать Ван Манен в связи с этим своим шедевром из 70-х.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ДЕКАБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ноябрь 2017 январь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 декабря 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  19 декабря 2017 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  20 декабря 2017 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  21 декабря 2017 (чт) в 18:30

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
  22 декабря 2017 (пт) в 18:30

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
  23 декабря 2017 (сб) в 18:00

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57