106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Премьера оперы


 
  подробнее...  
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 июня 2018
Надежда Бабинцева примет участие в постановке оперы Рубинштейна «Демон» в Нью-Йорке

Постановка станет одним из событий фестиваля Summerscape в Нью Йорке.

 
  подробнее...  
  28 мая 2018
Объявлены оперные премьеры сезона 2018-19

Пресса о планах Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  24 мая 2018
"Сатьяграху" показали на сцене Александринки

Екатеринбургская опера и Александринский театр (Санкт-Петербург) провели обменные гастроли.

 
  подробнее...  
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы "Турандот"

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Уралопера г. Екатеринбурга гастролирует с «Сатьяграхой», 19 и 20 мая 2018

Клаус Биланд, Online Merker
21 мая 2018

Санкт-Петербург: «Сатьяграха» Филипа Гласса Гастроли Уралоперы г. Екатеринбурга

В мае Уралопера гастролировала в Александринском театре Санкт-Петербурга с «Сатьяграхой» Филипа Гласса. Со дня премьеры «Сатьяграхи» в постановке Тадеуша Штрассбергера в сентябре 2014 в Екатеринбургском театре её показали более 60 раз. Вместе с «Пассажиркой» М. Вайнберга и «Греческими пассионами» Богуслава Мартину (премьера состоялась в апреле 2018 года), «Сатьяграха» является оперной трилогии Екатеринбургского театра. Значительную роль в появлении этих опер в Екатеринбурге сыграл и Оливер фон Дохнаньи, который несколько лет главный дирижер театра и совместно с Шишкиным определяет его репертуар. Для них эта трилогия имеет большое значение.

«Сатьяграха» была написана по заказу театра Роттердама, её премьера состоялась 5 сентября 1980. Эта опера в трех действиях рассказывает о времени, проведенном юным индийским борцом за свободу Махатмой Ганди в Южной Африке с 1893 по 1914 год. Название оперы переводится с санскрита как «стремление к истине», «упорство в истине». Либретто также полностью поется на санскрите. Текст позаимствован из «Бхагавадгиты», одного из главных трактатов индуизма. Либретто Филипом Глассом было написано совместно с американской писательницей Констанс Де Йонг.

Сатьяграха в первую очередь была направлена против британского колониального владычества над Индией. Ганди понимал это не как оружие слабых, а как способ борьбы против тирании духовно сильных. В постановке оперы отчетливо показаны притеснения индийцев не гнушающейся насилия полицией, подвластной колониальным властям. Штрассбергер показывает это очень пластично, непрерывно подчеркивая с другой стороны и духовную мощь пацифистских идей Ганди.

В первом действии Ганди размышляет о том, должен ли он ввязываться в борьбу, в которой друг с другом сойдутся родственники и друзья, и имеет ли он на это право. В Южной Африке он основывает «Сатьяграху», своего рода миротворческую организацию. Ее главная цель – равноправие всех людей. Индийцы используют концепцию ненасильственного сопротивления против расово-дискриминирующих указов южноафриканских властей. Во втором действии мы наблюдаем за тем, как Миссис Александер спасает Ганди от закидывания камнями. Стараясь познакомить с идеей ненасильственного сопротивления как можно большее число людей, индийцы, по инициативе Ганди, выпускают большую газету, где объясняют концепцию «Сатьяграхи». То спокойствие и веселье, каким Штрассбергер наделяет происходящее в этот момент на сцене, в полной мере отражает всю мощь «Сатьяграхи». На протяжении всего действа Ганди пребывает в состоянии умиротворённого медитативного транса. Вкупе с постоянно повторяющимися мелодическими паттернами этим достигается эмоциональное превосходство идеи ненасильственного сопротивления над жестокостью со стороны власть имущих. Пугающе достоверно эта жестокость выражается на сцене ударами резиновых дубинок полицейских, цель которых не только и не столько причинение физического вреда индийцам, сколько попытка сломить их тем самым духовно. Это очень сильные образы, которыми режиссер показывает как внутреннюю силу Ганди и его последователей, так и саму необходимость перемен, которых они добиваются. Кульминации происходящее на сцене достигает в тот момент, когда протестующие начинают бросать в огонь свои паспорта, выступая тем самым против арестов своих единомышленников. Разрастающийся пожар символизирует скорый, но, к сожалению, преисполненный насилия конец. В третьем действии жена Ганди Кастурбай и миссис Найду пытаются распространить среди друзей идею о том, что к врагу необходимо относиться как к другу. Происходящее наполнено индийской эстетикой, которая и организует практически весь спектакль. Миротворческие идеи Ганди выражаются также и его действиями, полными спокойствия и безмятежности. В его последней арии мы слышим бесконечно долгий, сопровождаемый повторяющимися музыкальными фрагментами призыв непрестанно и безудержно трудиться на благо истины во имя итогового торжества добра. Эта ария даже по прошествии нескольких дней со дня спектакля не выходила у меня из головы. Скорее всего, именно в простоте этой мысли и заключена вся ее мощь – как и в самом учение Ганди о ненасильственном сопротивлении…

Артисты театра великолепно представили на сцене интереснейшее произведение Гласса. Здесь стоит отметить и многогранную, яркую сценографию Штрассбергера, с которой великолепно сочетаются костюмы Матти Ульрич и блестящая работа художника по свету Евгения Виноградова. Довершает визуальную часть постановки хореография балетмейстера-постановщика Надежды Малыгиной.

В первый вечер партию Ганди исполнил Евгений Крюков. В плане актерского мастерства он убедительно воплотил на сцене образ индийского борца за независимость.Но его тенор всё же оставляет желать лучшего. В апрельской премьере Уралоперы – «Греческих пассионах» – он исполнил роль Манольоса. Ольга Тенякова, блиставшая ранее в роли Леньо в тех же «Греческих пассионах», превосходно исполнила партию секретарши, мисс Шлезен. Наталья Карлова в образе миссис Найду пела очень достойно, особенно запомнился их дуэт с Кастурбай в третьем действии. Партии жены Ганди своим хорошим, звонким меццо-сопрано исполнила Надежда Рыженкова. Ксения Ковалевская, обладательница очень светлого сопрано, предстала перед зрителями энергичной, как в плане актерской игры, так и вокально в партии миссис Александр. Дмитрий Стародубов блестяще исполнил партию мистера Калленбаха своим сильным баритоном. Алексей Семенищев, в свою очередь, довольно интересно воплотил на сцене образ Арджуны. Александр Колесников исполнил роль Парси Рустомджи. Немые роли, блестяще двигавшихся Кришн, были очень хорошо воплощены на сцене Михаилом Коробейниковым и Вячеславом Лоншаковым («маленький Кришна»). Что же касается второстепенных ролей, то здесь все же было больше хорошего, нежели плохого. Сильнейшее впечатление производит хор, некоторое время назад получивший за «Сатьяграху» премию «Золотая маска».

Несмотря на слабый в некоторые моменты вокал, определенно стоит высоко оценить постановку Уралоперы, особенно учитывая, что в ней задействованы исключительно артисты екатеринбургского театра, в двух составах (!). Во второй вечер, 20 мая, роль Ганди исполнил Владимир Чеберяк, превзошедший своего коллегу, как в плане артистизма, так и в плане вокального исполнения партий индийского мыслителя. Роль мисс Шлезен исполнила Ольга Вутирас, миссис Найду - Анна Перхурова, Кастурбай – Надежда Шляпникова, мистер Калленбах – Алексей Семенищев, Парси Рустомджи – Владислав Попов, миссис Александра – Татьяна Никанорова, Арджуна – Александр Кульга. Образы Кришны воплотили Андрей Решетников и Никита Матюхин («маленький Кришна»)

Фон Дохнани дирижировал «Сатьяграху» оба вечера. Он и оркестр екатеринбургского театра удостоился стоячих оваций от заполнивших театр до отказа зрителей – среди них было очень много молодежи. Музыка Гласса, как и монотонность вокальной составляющей, требуют от привыкших к классическим произведениям любителей оперы определенного привыкания. Для того, чтобы прочувствовать необычайную мощь этого произведения, мало услышать его один раз. Наблюдая за происходящим на сцене, зрители были предельно сосредоточены.

«Сатьяграху» иногда называют самым значимым музыкальным произведением в жанре минимализма. Это очевидно, как и то, что для такого пацифистского сюжета минимализм подходит очень хорошо. Чтобы ощутить это в полной мере, оперу необходимо прослушать несколько раз. Фон Дохнани удалось представить эту музыку самым убедительным образом. Для меня было большим событием увидеть «Сатьяграху» в таком высоком как музыкальном, так и визуальном качестве.

 

Клаус Биланд

Оригинал статьи

предыдущая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ИЮНЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
май 2018 июль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 июня 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  26 июня 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  27 июня 2018 (ср) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  28 июня 2018 (чт) в 18:30

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  29 июня 2018 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  30 июня 2018 (сб) в 18:00

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57