106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  16 апреля 2018
Спектакль "Пассажирка" получил две "Золотые Маски"

Спектакль "Пассажирка" Екатеринбургского театра оперы и балета получил две "Золотые Маски".

 
  подробнее...  
  05 апреля 2018
"Российская газета" о премьере Made in Ural

Вслед за грандиозной "Пахитой" - играющей с балетной историей, формой гранд-спектакля и отдающей дань памяти Петипа - труппа выпустила премьеру, противоположную предыдущей. "Консерватории" Августа Бурнонвиля - энциклопедии классического балета - противостоят две новые мобильные постановки.

 
  подробнее...  
  05 апреля 2018
Урал Балет показал "Тщетную предосторожность" на открытии Dance Open

Балет Екатеринбургского театра был показан на сцене Александринского театра на открытии фестиваля Dance Open в Санкт-Петербурге.

 
  подробнее...  
  02 апреля 2018
Облгазета: Вита Цыкун о профессии сценографа

Ко Дню театра "Облгазета" опубликовала интервью с художником по костюмам оперы "Пассажирка" Витой Цыкун.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Торжество "Царской невесты"

Юлия Лидова, газета "КУЛЬТУРА"
17 декабря 2009

В Екатеринбурге поставили оперу Римского-Корсакова

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета в успешном сотрудничестве с Большим театром России показал новую постановку оперы Николая Римского-Корсакова "Царская невеста", приуроченную к 110-летию со дня первой премьеры. В Екатеринбургской опере "Царская невеста" впервые была поставлена в 1913 году, через год после открытия нынешнего здания, и различные ее версии постоянно сохранялись в репертуаре. Над постановками "Царской невесты" на уральской сцене работали ведущие мастера нашей сцены, среди которых были режиссеры А.Колосов, Л.Баратов, дирижеры А.Пазовский, Е.Колобов, балетмейстер И.Бельский. Нынешнее сценическое воплощение - десятая постановка на екатеринбургской сцене. Она осуществлена в продолжение сотрудничества труппы с Большим театром, который с нынешнего сезона объявлен генеральным партнером своего уральского коллеги.

В новой версии "Царской невесты" в основе сценографического решения спектакля - декорации, воспроизведенные по эскизам легендарного Федора Федоровского к постановке Большого театра 1966 года. Работой по восстановлению руководил Игорь Оганов. Художник с двадцатилетним стажем работы в мастерских Большого. Изготовлением костюмов по эскизам Федоровского руководила столь же опытный мастер Большого театра Елена Меркурова. Художник по свету - Сергей Шевченко. Постановочная группа мастерски преодолела различия в параметрах двух сцен (екатеринбургская почти вдвое меньше, чем в Большом), создав захватывающее зрелище, в которое режиссер Михаил Панджавидзе нашел возможность вписать новые мизансцены.

Создателям спектакля удалось передать ощущение поэтического порыва и задушевности, питавшей эстетические искания абрамцевского кружка, в плодотворной среде которого родилась опера "Царская невеста". В этих поисках предлагался новый для своей эпохи взгляд на русскую старину, воссоздаваемую не столько в предметной подлинности, сколько в романтической тоске по ее утраченной, во многом мифологизируемой гармонии.

Федоровскому было 16 лет, когда в Частной опере Мамонтова состоялась премьера "Царской невесты", оформленной его будущим учителем Врубелем. В декорациях Федоровского 1966 года есть не только отголоски врубелевского стиля - экспрессивный широкий мазок и мощная энергетика, придающая реалистичным деталям символическое измерение. В них "Царская невеста" предстает почти как былинный сказ, где в полном соответствии с музыкальным мировоззрением Римского-Корсакова противоборствуют возвышенные поэтические стихии, персонифицированные Марфой и Лыковым, и земные страсти, олицетворенные Малютой, Грязным, Любашей.

Эта мера обобщения, укрупняющая характеры персонажей до уровня символов, позволяющая осмыслить человеческие страсти как движущие силы мироздания, позволяет опере находить отклик у современного зрителя. Режиссер Михаил Панджавидзе экспрессивно подчеркивает близость психологических переживаний героев прошлого нашим современникам.

Дирижер Павел Клиничев сосредоточился на максимально точном прочтении музыкального текста, стараясь передать тонкую напевную вязь инструментовки Римского-Корсакова.

Это различие подходов, местами диалогично противостоящее, придало спектаклю внутреннюю объемность, открыв возможность каждому артисту создать образ, открывающий стихию глубинной человеческой натуры и своей творческой индивидуальности. В исполнении Юрия Девина, мастера благородного, завораживающего вокала, Григорий Грязной, охваченный страстью к Марфе, стремясь к ней, как к заветной добыче, неподвластен самому себе. Александр Кульга в той же роли предстает неоднозначным рефлексирующим персонажем, полным лукавства, идущим к цели ценой лжи и коварства.

Иван Лыков - единственный в опере мужской образ, внутренняя лучезарность которого изящно передана лирическими, светлыми интонациями Владимира Чеберяка.

Марфа (Елена Дементьева) - романтическая героиня, безумие которой - результат столкновения ее безмятежного мироощущения с противоречащими ему реалиями, сломавшими ее, как нежный цветок. Ее образ в последней сцене по стилистике ближе не к гармонично-сказочной эстетике абрамцевского кружка, а к надрывной мистике русского модерна. В другом составе Марфа (Ирина Боженко) - сильная натура, не уступающая Любаше в ощущении гармонии и полноты жизни. Безумие ее Марфы в последней сцене близко к экстазу в своей эмоциональной интровертной сосредоточенности. Над безумием низменных человеческих страстей, убивших возлюбленного и Марфу, как победа света - ее последняя музыкальная фраза, которая звучит как прощение своих врагов и молитвенное прошение.

Любаша в исполнении Надежды Бабинцевой - образ многогранный, соединяющий все краски женского темперамента от нежной лирики до исступленной ревности. Певица захватывает зал искренностью и убедительностью переживаний, а также мастерством и культурой исполнения трудной партии, особенно в Песне первого акта a cappella. Бабинцева наиболее ярко проявляет качества, в той или иной мере свойственные всем исполнителям: сочетание ярких вокальных данных, актерской школы и опоры на традиции, позволяющие всему составу выглядеть единым ансамблем.

Малюта Скуратов (Гарри Агаджанян), немец Бомелий (Виталий Петров), купец Собакин (Андрей Решетников), Домна Сабурова (Екатерина Нейжмак и Ирина Заруцкая) - ни один образ не затерялся, и каждый артист вносит свою краску в создание общего сценического и вокального ансамбля. Это впечатление усиливает хор, звучание которого мастерски выстроено Валерием Копаневым. Некоторая избыточность общей внешней режиссерской сценической экспрессии гармонизируется общей музыкальной культурой спектакля, выстроенной П.Клиничевым.

В екатеринбургской постановке хотелось бы видеть больше вкуса и точности в деталях бутафории и костюмов, поскольку многие из них сейчас выпадают из стилистики сценографии Федоровского. Однако частные недочеты не мешают главному: ощущению правды происходящего на сцене, возникающей от самоотверженной, искренней увлеченности участников своими персонажами. Три премьерных состава, каждый из которых звучит как главный - и все собственными творческими силами, без приглашенных солистов. Новая "Царская невеста" - важный шаг театра на пути к его 100-летию и серьезный этап подготовки к работе над главной оперой русского репертуара - "Борисом Годуновым". Ориентируясь на отечественную оперу как главную творческую составляющую нынешнего репертуара, театр в полной мере отвечает творческим ожиданиям екатеринбургской публики.

Екатеринбургская премьера прошла с ошеломляющим зрительским успехом, суть которого не только в аншлагах и ажиотажном спросе на все объявленные представления. Главное в том, что сегодня о ней можно сказать то же, что написали "Московские ведомости" ровно 110 лет назад о премьере в опере Мамонтова: "Представление обратилось в национальное музыкальное торжество".

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=864&crubric_id=1000255&rubric_id=219&pub_id=1087419

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  22 апреля 2018 (вс) в 18:00

ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

 
  24 апреля 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  25 апреля 2018 (ср) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  26 апреля 2018 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57