106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 января 2018
20 января состоится встреча Клуба друзей театра

20 января гостями первой в 2018 году встречи Клуба станут молодые танцовщики балетной труппы Мария Михеева и Фидан Даминев.

 
  подробнее...  
  17 января 2018
Диалоги о балете. Тело города/ Тело танца

Екатеринбургский театр оперы и балета и Президентский центр Бориса Ельцина продолжают цикл разговоров о балете, в новом сезоне — в формате диалогов. Первый из них состоится 26 января.

 
  подробнее...  
  15 января 2018
Запущен сайт проекта «Греческие пассионы»

Международному проекту Екатеринбургской оперы "Греческие пассионы" посвящен специальный сайт greekpassion.uralopera.ru

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
С 28 декабря до 6 января оплата билетов через сайт будет недоступна

Приносим извинения за временные неудобства.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
Театр приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу меццо-сопрано

Прослушивание состоится 16 января 2018 года в 11:30. Объявлен конкурс на партию Кармен.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Торжество "Царской невесты"

Юлия Лидова, газета "КУЛЬТУРА"
17 декабря 2009

В Екатеринбурге поставили оперу Римского-Корсакова

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета в успешном сотрудничестве с Большим театром России показал новую постановку оперы Николая Римского-Корсакова "Царская невеста", приуроченную к 110-летию со дня первой премьеры. В Екатеринбургской опере "Царская невеста" впервые была поставлена в 1913 году, через год после открытия нынешнего здания, и различные ее версии постоянно сохранялись в репертуаре. Над постановками "Царской невесты" на уральской сцене работали ведущие мастера нашей сцены, среди которых были режиссеры А.Колосов, Л.Баратов, дирижеры А.Пазовский, Е.Колобов, балетмейстер И.Бельский. Нынешнее сценическое воплощение - десятая постановка на екатеринбургской сцене. Она осуществлена в продолжение сотрудничества труппы с Большим театром, который с нынешнего сезона объявлен генеральным партнером своего уральского коллеги.

В новой версии "Царской невесты" в основе сценографического решения спектакля - декорации, воспроизведенные по эскизам легендарного Федора Федоровского к постановке Большого театра 1966 года. Работой по восстановлению руководил Игорь Оганов. Художник с двадцатилетним стажем работы в мастерских Большого. Изготовлением костюмов по эскизам Федоровского руководила столь же опытный мастер Большого театра Елена Меркурова. Художник по свету - Сергей Шевченко. Постановочная группа мастерски преодолела различия в параметрах двух сцен (екатеринбургская почти вдвое меньше, чем в Большом), создав захватывающее зрелище, в которое режиссер Михаил Панджавидзе нашел возможность вписать новые мизансцены.

Создателям спектакля удалось передать ощущение поэтического порыва и задушевности, питавшей эстетические искания абрамцевского кружка, в плодотворной среде которого родилась опера "Царская невеста". В этих поисках предлагался новый для своей эпохи взгляд на русскую старину, воссоздаваемую не столько в предметной подлинности, сколько в романтической тоске по ее утраченной, во многом мифологизируемой гармонии.

Федоровскому было 16 лет, когда в Частной опере Мамонтова состоялась премьера "Царской невесты", оформленной его будущим учителем Врубелем. В декорациях Федоровского 1966 года есть не только отголоски врубелевского стиля - экспрессивный широкий мазок и мощная энергетика, придающая реалистичным деталям символическое измерение. В них "Царская невеста" предстает почти как былинный сказ, где в полном соответствии с музыкальным мировоззрением Римского-Корсакова противоборствуют возвышенные поэтические стихии, персонифицированные Марфой и Лыковым, и земные страсти, олицетворенные Малютой, Грязным, Любашей.

Эта мера обобщения, укрупняющая характеры персонажей до уровня символов, позволяющая осмыслить человеческие страсти как движущие силы мироздания, позволяет опере находить отклик у современного зрителя. Режиссер Михаил Панджавидзе экспрессивно подчеркивает близость психологических переживаний героев прошлого нашим современникам.

Дирижер Павел Клиничев сосредоточился на максимально точном прочтении музыкального текста, стараясь передать тонкую напевную вязь инструментовки Римского-Корсакова.

Это различие подходов, местами диалогично противостоящее, придало спектаклю внутреннюю объемность, открыв возможность каждому артисту создать образ, открывающий стихию глубинной человеческой натуры и своей творческой индивидуальности. В исполнении Юрия Девина, мастера благородного, завораживающего вокала, Григорий Грязной, охваченный страстью к Марфе, стремясь к ней, как к заветной добыче, неподвластен самому себе. Александр Кульга в той же роли предстает неоднозначным рефлексирующим персонажем, полным лукавства, идущим к цели ценой лжи и коварства.

Иван Лыков - единственный в опере мужской образ, внутренняя лучезарность которого изящно передана лирическими, светлыми интонациями Владимира Чеберяка.

Марфа (Елена Дементьева) - романтическая героиня, безумие которой - результат столкновения ее безмятежного мироощущения с противоречащими ему реалиями, сломавшими ее, как нежный цветок. Ее образ в последней сцене по стилистике ближе не к гармонично-сказочной эстетике абрамцевского кружка, а к надрывной мистике русского модерна. В другом составе Марфа (Ирина Боженко) - сильная натура, не уступающая Любаше в ощущении гармонии и полноты жизни. Безумие ее Марфы в последней сцене близко к экстазу в своей эмоциональной интровертной сосредоточенности. Над безумием низменных человеческих страстей, убивших возлюбленного и Марфу, как победа света - ее последняя музыкальная фраза, которая звучит как прощение своих врагов и молитвенное прошение.

Любаша в исполнении Надежды Бабинцевой - образ многогранный, соединяющий все краски женского темперамента от нежной лирики до исступленной ревности. Певица захватывает зал искренностью и убедительностью переживаний, а также мастерством и культурой исполнения трудной партии, особенно в Песне первого акта a cappella. Бабинцева наиболее ярко проявляет качества, в той или иной мере свойственные всем исполнителям: сочетание ярких вокальных данных, актерской школы и опоры на традиции, позволяющие всему составу выглядеть единым ансамблем.

Малюта Скуратов (Гарри Агаджанян), немец Бомелий (Виталий Петров), купец Собакин (Андрей Решетников), Домна Сабурова (Екатерина Нейжмак и Ирина Заруцкая) - ни один образ не затерялся, и каждый артист вносит свою краску в создание общего сценического и вокального ансамбля. Это впечатление усиливает хор, звучание которого мастерски выстроено Валерием Копаневым. Некоторая избыточность общей внешней режиссерской сценической экспрессии гармонизируется общей музыкальной культурой спектакля, выстроенной П.Клиничевым.

В екатеринбургской постановке хотелось бы видеть больше вкуса и точности в деталях бутафории и костюмов, поскольку многие из них сейчас выпадают из стилистики сценографии Федоровского. Однако частные недочеты не мешают главному: ощущению правды происходящего на сцене, возникающей от самоотверженной, искренней увлеченности участников своими персонажами. Три премьерных состава, каждый из которых звучит как главный - и все собственными творческими силами, без приглашенных солистов. Новая "Царская невеста" - важный шаг театра на пути к его 100-летию и серьезный этап подготовки к работе над главной оперой русского репертуара - "Борисом Годуновым". Ориентируясь на отечественную оперу как главную творческую составляющую нынешнего репертуара, театр в полной мере отвечает творческим ожиданиям екатеринбургской публики.

Екатеринбургская премьера прошла с ошеломляющим зрительским успехом, суть которого не только в аншлагах и ажиотажном спросе на все объявленные представления. Главное в том, что сегодня о ней можно сказать то же, что написали "Московские ведомости" ровно 110 лет назад о премьере в опере Мамонтова: "Представление обратилось в национальное музыкальное торжество".

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=864&crubric_id=1000255&rubric_id=219&pub_id=1087419

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  19 января 2018 (пт) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  20 января 2018 (сб) в 18:00

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  23 января 2018 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  24 января 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  25 января 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57