106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Премьера оперы


 
  подробнее...  
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 июня 2018
Надежда Бабинцева примет участие в постановке оперы Рубинштейна «Демон» в Нью-Йорке

Постановка станет одним из событий фестиваля Summerscape в Нью Йорке.

 
  подробнее...  
  28 мая 2018
Объявлены оперные премьеры сезона 2018-19

Пресса о планах Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  24 мая 2018
"Сатьяграху" показали на сцене Александринки

Екатеринбургская опера и Александринский театр (Санкт-Петербург) провели обменные гастроли.

 
  подробнее...  
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы "Турандот"

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Классическая актуальность в Урал Опере

Клаус Биланд , Online Merker
24 апреля 2018


В Екатеринбургском театре оперы и балета, которым руководит директор Андрей Шишкин, 19 и 20 апреля состоялись премьерные показы оперы «Греческие пассионы» композитора Богуслава Мартину. Эта «лирическая драма» в четырех действиях, в основу которой был положен роман Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь» – последнее оперное сочинение Мартину. «Пассионы» существуют в двух композиторских редакциях – 1957 и 1959 года. В Екатеринбурге опера была показана в первой,более интересной и драматически напряженной редакции 1957 года. Её композитор писал с 1954 по 1957. После того как партитуру отклонили в театре Ковент-гарден и в венском издательстве Universal Edition, Мартину взялся за облегчённую и упрощённую, так называемую цюрихскую редакцию, и закончил ее в январе 1959, в год своей смерти.

Первая редакция была представлена публике на брегенцком фестивале в 1999 году, во многом благодаря многолетним трудам Алеша Бржезины по поиску рассеянных по свету страниц оригинальной партитуры. Он много лет искал и собирал страницы партитуры первой редакции, которые Мартину раздарил друзьям, после того, как оперу в 1957 году отклонили Королевский театр Ковент-Гарден и венское издательство Universal Edition. Алеш Бржезина характеризует Мартину как «наименее известного новатора музыкального театра 20 века». Свою первою оперу «Солдат и танцовщица», Мартину написал в 1928 году в Париже, где он жил с 1923 по 1941. Всего же за свою жизнь он стал автором более 400 музыкальных произведений, среди которых 16 опер.

В «Греческих пассионах» затронута тема, особенно актуальная сегодня на фоне проблемы современных войн и их жертв – беженцев. Действие оперы разворачивается во время греко-турецкой войны, в 20-е годы ХХ века, в небольшой греческой деревне Ликовриси, где каждые несколько лет разыгрывают мистерии Страстей Христовых (точно так же как это делают сегодня в Эрле и Санкт-Маргаретене в Австрии, в Обераммергау в Германии, в Новом Иерусалиме и в других местах).

В начале оперы отец Григорий распределяет среди жителей деревни роли участников мистерии Страстей Христовых. Жители готовятся к предстоящему, постепенно все больше и больше идентифицируя себя с персонажами мистерии. Лишь только кузнец Панайт поначалу не может смириться с ролью Иуды – это зловещее предзнаменование грядущих событий… Вскорев деревню приходят греческие беженцы, ведомые отцом Фотием. Турки изгнали их со своих земель и теперь беженцы просят приюта в Ликовриси. Отец Григорий и глава деревни отказывают им и прогоняют из деревни. Лишь молодой пастух Манольос, которому досталась роль Иисуса, советует им разбить свои палатки у склона горы Саракины, где много воды и водится дичь. Постепенно Манольос все больше и больше вживается в роль Иисуса, забывая в какой-то момент о своей возлюбленной Леньо, которая уходит к его другу Никольо. В конечном счете, Манольос даже благословляет друга на брак с Леньо.

Подобно Иисусу, Манольос начинает проповедовать среди жителей деревни. Призывая к праведной жизни и обличая богатых, он постепенно вызывает гнев Григория и старейшин деревни, которые видят в этом угрозу своему положению в деревне. В итоге Григорий отлучает Манольоса от церкви, а старейшина уговаривает Панайта убить Манольоса за 30 серебряников. Незадолго до этого Манольос признается, что изначально был ведом не мыслями о Боге, а желанием затащить Катерину, которой досталась роль Марии Магдалены, в постель. В итоге, движимый порывом ненависти Иуда убивает его. Появляются беженцы во главе с Фотием – они решили покинуть земли Ликовриси. Тело Манольоса они забирают с собой. Здесь театр максимально соприкасается с реальностью, где миллионы вынуждены стать беженцами из-за войны, и дискуссии об этом идут ежедневно как минимум начиная с 2015 года…

С самого начала Урал Опера особенно много внимания уделяла вовлечению Русской православной церкви в проект, консультировалась по вопросам концепции будущей постановки и нередко обращалась к священнослужителям за советом. Так, например, все религиозные моменты были согласованы с представителями церкви, что, в конечном счете, несомненно, добавило аутентичности происходящему на сцене.

Американский режиссер Тадеуш Штрассбергер выступил не только режиссёром, но и придумал роскошные декорации и блестяще справился с ролью художника по свету. Благодаря художнику по костюмам Кевину Найту, образы персонажей приобрели особую выразительность. Анжелика Грозина превосходно руководит первоклассным хором, одним из главных активов Урал Оперы!

Штрассбергер придает постановке практически веристскую форму. Утонченная драматургия, сильная сценография и грамотная проработка персонажей – вот главный итог первых двух крайне интересных и захватывающих представлений. Особо примечательно, как медленно, но верно Штрассбергер превращает тихого и погруженного в себя пастуха Манольоса в Иисуса Христа. Так он, например, безразличием наказывает свою невесту Леньо в ответ на ее упреки и даже не обращает внимания на то, что она в один миг бросает его ради Никольо и сразу же позволяет последнему «осчастливить» себя в углу сцены…

Моментом высшего театрального напряжения становится появление Манольоса с крестом в руках на свадьбе Леньо с Никольо. Драматизм достигает своего пика, когда Манольос ставит свой крест под звон внушающих ужас и страх колоколов. Христу Штрассбергер противопоставляет фигуру Иуды в лице кузнеца Панайта. Он показывает, как из аутсайдера во время распределения ролей он постепенно превращается в оружие в руках общества, которым оно экстазе ненависти в итоге и убивает пастуха. Убедительно показана и крайняя бессердечность, и ханжество отца Григория. Он отказывается поделиться с беженцами даже куском хлеба и, мало того, он готов трактовать их судьбу как проявление божьей кары. Когда Деспиньо (Сауле Антышева или Олеся Степанова), одна из беженок, падает замертво, Григорий венчает свою клеветническую речь предположением, что женщина умерла от холеры! Штрассбергер бросает это на сцену подобно бомбе – крайне впечатляющий момент!

Прекрасно изображены как простодушие и ведомость жителей деревни, так и коварство старейшин. С другой стороны открывается доброе сердце распутной вдовы Катерины, единственной, кого кроме Манольоса заботит судьба беженцев. Она также влюблена в Манольоса, который и ее отвергает, хотя и не желая причинить ей этим боль. После последней неудачной попытки завоевать его расположение, у нее вырывается смех, подобный смеху Кундри в «Парсифале» Рихарда Вагнера, когда она рассказывала Парсифалю о том, как видела Спасителя висящим на кресте и «смеялась» – и здесь отчётливо видна впечатляющая параллель с библейской историей. Леньо, напротив, предстает ищущей любви молодой женщиной, у которой в голове только одно желание побыстрее найти мужа и войти с ним в спокойную гавань семейной жизни. Если на это не согласенМанольос, то ее вполне устроит и удачно подвернувшийся под руку Никольо…

В постановке участвуют только артисты Урал Оперы, что уже само по себе является прекрасной демонстрацией художественных возможностей театра. Как и в «Пассажирке» 2016 года в новой постановке задействованы три исполнительских состава!

В первый премьерный день можно было увидеть Александра Краснова в образе властного Григория. Несмотря на выразительныйбас с хорошими высотами временами его тембр звучал грубовато. Олег Бударацкий,исполнивший партии отца Григория во второй премьерный день звучал убедительнее благодаря своему теплому басу и хорошей дикции. Он также показал отца Григория как суверенную, властную личность и, как и Краснов, убедительно отразил все негативные грани его образа. Михаил Коробейников достойно исполнил партии предводителя беженцев, отца Фотия блестящим полным басом с хорошим резонансом. Но и его исполнение было местами грубоватым. Во второй премьерный день эту роль воплотил на сцене Алексей Семенишев, однако, из-за слишком громкого и однообразного голоса звучал неубедительно. Партии Иуды в первом премьерном показе достались Виталию Петрову, обладателю немелодичного тенора. Но другой голос звучал бы не совсем уместно в данной ситуации – вокал Виталия Петрова великолепно подошел к образу Иуды. Во второй премьерный день Петров и Владимир Ворошнин поменялись ролями. Первый исполнил небольшую роль учителя, в то время как Ворошнин примерял образ Иуды и раскрыл его немногим более убедительно.

Ольга Тенякова в роли Леньо сильно убедила актерской игрой и вокалом как в первый, так и во второй премьерный вечер. На мой взгляд, она была лучшей среди солистов во время обоих премьерных показов.Тенякова обладает идеальным с точки зрения техники, чистым и благозвучным сопрано, благодаря которому она легко вырисовывает своим вокалом даже самые сложные грани образа своей героини. Ее голосу свойственна юношеская драматичная самоуверенность, в которой иногда можно расслышать Зиглинду... Хорошо исполнила роль вдовы Катерины и Наталья Карлова, выступившая в первый день премьеры. Несмотря на далеко не самый сильный голос Карлова смогла передать настоящие эмоции своего персонажа. Во второй вечер партия Катерины отошла Ксении Ковалевской, обладательнице яркого сопрано.Убедительны в образе старой женщины и обладательницы хорошего меццо Татьяна Никанорова и Александра Куликова.

К сожалению, на роль Манольоса не удалось подобрать исполнителей, которые бы смогли полностью раскрыть этот образ. Молодой Евгений Крюков, почти идеально смотревшийся в роли 33-х летнего Иисуса, актёрски безупречно раскрыл своего персонажа, он блестяще провел своего персонажа через внутренние метаморфозы и полную идентификацию с фигурой Христа вплоть до мученической гибели в конце. Единственное, что здесь вызывало диссонанс – это голос исполнителя. Крюков обладает светлым тенором небольшой глубины. Во второй премьерный вечер ситуация с исполнителем роли Манольоса-Иисуса, к сожалению, к лучшему не изменилась.Сергей Осовин с его слабым, временами хриплым и немелодичным голосом с проскальзывающим гортанным унтертоном,был вокально еще менее убедителен, чем его предшественник.

Что же касается второстепенных ролей, то здесь было много прекрасного. Уже сам факт распределения ролей, пусть и не главных, среди артистов хора, в таком сложном для исполнения произведении, бросающем настоящий вызов вокальному мастерству, заслуживает похвалы. Для каждого из них это был дебют!

Все дни премьеры главный дирижер Оливер фон Дохнаньи руководил блестяще обученным оркестром Урал Оперы. Это было ясно с самого начала: с экспрессивной увертюры и тяжелых ударов колоколов, распространяющих своим звоном ощущение всевластия церкви. Этот звон повторится еще не раз. Очень часто в музыке Мартину встречаются фольклорные элементы, а лирические диатональные пассажи неожиданно сменяются экспрессионистскими атональными звуковыми образами.Впечатляет и монументальность массовых сцен, когда первоклассный хор соединяется с солистами – под управлением фон Дохнаньи это стало абсолютной кульминацией обоих вечеров.

Музыкальный критик Илья Попов назвал музыку Мартину «Музыкой ста языков» и более точное описание здесь, пожалуй, подобрать сложно. Всегда, как только речь или действие касались Манольоса, подобно гимнам начинали звучать лирические оттенки, свойственные романтизму. Местами эта его гармония напоминает поздние работы Рихарда Вагнера и именно здесь Дохнаньи ориентируется лучше всего. Прекрасно звучало соло виолончели во время первого выхода Катерины. Но были и другие многочисленные короткие и длинные интермедии, многогранность которых маэстро продемонстрировал во всей красе. Великолепная работа руководимого им оркестра была заслуженно отмечена бурными овациями зрителей!

Премьерой «Греческих пассионов» Урал Опера закрывает свою оперную трилогию, включающую также оперы «Сатьяграха» Ф.Гласса (более 60 представлений!) и «Пассажирка» М. Вайнберга. Режиссером всех трех постановок выступил Тадеуш Штрассбергер.

Урал Опера в очередной раз показала, как хорошо здесь умеют работать с произведениями,которые крайне редко ставятся на большой сцене. И совершенно не случайно маэстро Оливер фон Дохнаньи был удостоен премии «Золотая маска» (за спектакль «Пассажирка»), самой престижной награды в театральной сфере в России.

Клаус Биланд

Оригинал статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ИЮНЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
май 2018 июль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 июня 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  26 июня 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  27 июня 2018 (ср) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  28 июня 2018 (чт) в 18:30

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  29 июня 2018 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  30 июня 2018 (сб) в 18:00

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57