106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

В приказном беспорядке

Ольга Федорченко, Газета "Коммерсантъ" №190 от 17.10.2018, стр. 11
17 октября 2018

Вячеслав Самодуров поставил «Приказ короля»

Екатеринбургский театр оперы и балета, ребрендинговавшийся в «Урал Опера Балет», выпустил вторую премьеру, посвященную 200-летию Мариуса Петипа,— балет Вячеслава Самодурова «Приказ короля» (композитор Анатолий Королев, сценарист Богдан Королек). На премьере в Екатеринбурге побывала Ольга Федорченко.

В отличие от модных ныне спектаклей-реконструкций, этот балет имеет от Петипа лишь название: в 1886 году хореограф сочинил балет «Приказ короля» для итальянки Вирджинии Цукки. Никакой балетной археологии — екатеринбургский театр создал оригинальное во всех отношениях произведение по заветам Петипа. «Заветы Петипа» в данном случае имеют самое что ни на есть практическое применение: штамп театра Петипа стал формообразующим элементом построения нового современного балета. Соавторы «Приказа короля», используя лекала-заготовки, которыми пользовался хореограф, перемещают их по различным направляющим — музыка, сценарий, хореография.

Сценарий Богдана Королька воспроизводит коллизии многих балетов Петипа, и, подобно большинству либретто, которые использовал Мариус Иванович, его творение прекрасно своей идиотичностью. В толще культурного слоя обнаруживаются кристаллы балетных либретто «Дочь фараона», «Дочь снегов», «Ненюфар», «Сатанилла», «Спящая красавица», «Синяя борода» и даже оперетты-феерии «Необычайное путешествие на Луну», бывшей модным художественным трендом лета 1885 года: участие в ней Вирджинии Цукки привело к появлению годом позже «Приказа короля». В некоем королевстве обнаружен таинственный объект со странной барышней внутри. Ученые не могут разгадать ее происхождение. Пока они дискутируют, девица оживает и вылезает из своей капсулы, но для того, чтобы ее тут же похитила Черная королева. Король мечет молнии и приказывает найти незнакомку. За дело берется капитан Жером де Блуа-Шампань, предварительно построив воздушное судно, напоминающее цеппелин. Он отправляется в долгое и опасное путешествие. Собственно, путешествие в поисках принцессы, а точнее, вынужденные остановки на отражение атак демонов, сны и видения и составляют танцевальную суть спектакля. Сценарист сознательно пренебрегает логикой повествования, ибо логика принадлежит танцу. Был ли выполнен приказ короля, об этом авторы спектакля умолчали. Властителя (отличная пластическая работа Максима Клековкина) в разгар аллеманды просто стряхнули с плеч придворные, как надоевшего персонажа, от которого уже ничего не зависит.

Логика в «Приказе короля» обретается в танцевальных абстракциях, воссоздающих парадокс театра Петипа «явь есть сон», ибо во снах и видениях Петипа формулировал ту чистейшую танцевальную гармонию, которая и стала его брендом. Вячеслав Самодуров внятно сформулировал хореографические темы: балетмейстер будто бы крутит в голове пластический кубик Рубика, с помощью которого составляет математическое множество танцевальных комбинаций, то меняя их тональность, то проводя их с задержкой на танцевальную фразу, то прокручивая в обратном направлении по принципу музыкального ракохода. Центральный любовный дуэт героев предельно статичен: партнер медленно кружит сохраняющую позу балерину в обводках. Предельная лаконичность и лапидарность пластического решения становится намеренным стилистическим приемом, а хореография кажется смоделированной в компьютерной программе.

Оформление «Приказа короля» (сценография Алексея Кондратьева, костюмы Анастасии Нефедовой, свет Константина Бинкина) эклектично. Костюмы короля и его придворных — удивительное слияние стиля Людовика XIV эпохи «Балета ночи» с египетщиной «Дочери фараона»; певица (настоящая) в стиле диско на «лабутенах», у демонов тела задрапированы красными шнуровками, ученые словно сошли с портретов Рембрандта, фрейлины с взбитыми прическами — из детской раскраски. Главные исполнители Мики Нисигути и Алексей Селиверстов абстрагировались как от дидактической, так и от нарративной линии балета. Изора, появившись из капсулы в образе мини-Лилу из «Пятого элемента» (только знойная брюнетка), пройдя инициацию через демоническое соблазнительное начало и дистиллированную идеальную красоту, так и осталась таинственной незнакомкой. Алексей Селиверстов, выступивший в роли и ученого, и путешественника, совместил в своем герое (капитан Жером де Блуа-Шампань) упоение в разрешении задач высшей хореографической математики и мгновенную пластическую мобильность в перемещениях на любой край танцевального света.

Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/3772080

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57