106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

В Екатеринбурге искрометно отметили 200-летие балетного классика

Анна Галайда, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
14 октября 2018

Мировая премьера "Приказа короля" была инспирирована юбилеем Мариуса Петипа. Балет с таким названием - одна из его самых малоизвестных постановок. Его и выбрал Вячеслав Самодуров для собственного рандеву с великим предшественником.

Мариус Петипа - фигура титаническая. Он прожил невероятные 92 года: вел жизнь провинциального танцовщика, скитался по миру, боролся за контракты, искал покровителей, дрался на дуэли, скрывался от полиции, судился с коллегой за то, что выдал его сочинение за собственное. Но, попав в Россию и получив наконец выгодный контракт, Петипа проявил иную сторону натуры. Он работал, как муравей: из года в год ставил балеты, балетики и танцы в операх, улавливая тенденции и моды. Старался следовать им. Но тем же путем, которым Европа пришла практически к вырождению балета в феерию, Петипа, за полвека выработавший собственный почерк и выковавший свой стиль, привел русский балет к созданию классического стиля. Спектакль Петипа - обычно многоактная махина с сюжетом, развитой драматургией, чередованием пантомимы, характерных танцев и высокой пуантовой классики, картин, в которых сюжет развивается в танце, и форм, в которых действие останавливается и порой на протяжении получаса не происходит вроде бы ничего - но происходит самое главное в балете: душа улетает. Этот уникальный эффект, когда чистая форма соединяется с чистой эмоцией, открыл в балете Петипа. И последующие сто лет деятельность всех хореографов - в той или иной мере оглядка на старого балетмейстера, отрицание или преклонение.

Возглавляющий Уральский балет Вячеслав Самодуров среди большинства работающих сегодня хореографов, увлеченных синтезом классического и современного танца, выделяется своей преданностью классической балетной технике. Одноактные постановки, выглядящие как разбившийся калейдоскоп гран па Петипа, принесли ему признание. Но мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед. Еще в "Ундине", поставленной два года назад в Большом театре, он попытался найти и модернизировать рецепт Петипа. "Приказ короля" - новый шаг в том же направлении.

Название балета - первое па в этом хореографическом квесте. С одной стороны, великий Петипа, создатель десятка шедевров, - еще и автор сотни забытых постановок, в которых он искал и оттачивал свои постановочные приемы; с другой - балет как самостоятельный жанр получил право на жизнь благодаря Людовику XIV, который сам был выдающимся танцовщиком; в-третьих, Людовик сам стал героем многих балетов; в-четвертых, в балете обычно "короля танцует свита" - а сам король громоздится в огромном кресле где-нибудь в уголке сцены, чтобы не мешать занятым делом. Игру в этом направлении можно продолжать.

В своем новом балете Самодуров не стал повторять сюжет одноименной постановки Петипа - наоборот, это только повод использовать в новом либретто ключевые приемы, движущие у него действие. В некоем королевстве (большой парадный зал, толпы царедворцев, танцы придворных, хорнпайп сменяют бранль и гальярда) найден объект, из которого появляется таинственная принцесса. Пока ученые выясняют их происхождение, принцессу Изору похищает Черная королева (большая мимическая сцена). Король отправляет за ними экспедицию. Для нее строится дирижабль (демонстрация сценографических чудес современного театра). В пути Черная королева насылает на него демонов, и экипаж впадает в волшебный сон (гран па). Музыкальный антракт, в XIX веке служивший отдыхом от балета, превращается в соло джазовой певицы. Во втором акте предводитель экспедиции капитан Жером де Блуа-Шампань продолжает путь в одиночестве - его команда решила не возвращаться из райского сна. Он прибывает на противоположный конец планеты, освобождает Изору и других пленниц, главные герои влюбляются друг в друга (вариации и любовное адажио) и возвращаются ко двору, где соединяются все персонажи, а роскошную аллеманду (апофеоз) танцует, шестнадцатикратно множась в кордебалете, сам Король.

Самодуров, всегда собственноручно вращая вселенную своих постановок, при этом умеет подбирать для каждой из них команду. Дворцовый интерьер, отсылающий к Пиранезе, и жар пустыни, нагоняемый красными вентиляторами, воссоздал сценограф Алексей Кондратьев, а костюмы, с их перепадом от париков до купальников, - Анастасия Нефедова, точно вписавшиеся в ироническую интонацию хореографа. Но главной удачей "Приказа короля" стала музыка петербургского композитора Анатолия Королева (дирижирует еще один постоянный сопостановщик Самодурова - Павел Клиничев). Никогда до этого не работавший в балете, он, кажется, создан для его природы: композитор легко соединяет тяжеловесный ход псевдобарочного танца с джазовым изяществом, акцентирует не самые подвижные мимические сцены, театрально выделяет драматические повороты истории и, кажется, наслаждается эффектом этих перепадов, между делом задавая в танцевальных сценах такой ритм, что даже зрителя вжимает в кресло, как при сверхзвуковых перегрузках.

Хореограф принимает вызов соавторов. И если в первом действии ему приходится непросто, мимические сцены порой обнаруживают неповоротливость и необходимость костыля в виде программки, то второе, по сути развернутое до размеров акта гран па, оказывается тем самым любовным объяснением, которого не хватило Изоре и капитану, - классическому танцу и предшественнику. Королем оказывается не только Людовик, но и Петипа.

Оригинал статьи: https://rg.ru/2018/10/14/v-ekaterinburge-iskrometno-otmetili-200-letie-baletnogo-klassika.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57