106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
27, 28 февраля - инсценировка романа Казандзакиса


 
  подробнее...  
 
1 марта - Симфонический концерт Мартину


 
  подробнее...  
 
"Диалоги о "Пахите" в Ельцин центре


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 февраля 2018
Фестиваль Context. Diana Vishneva в Екатеринбурге

17–18 марта в Екатеринбурге впервые пройдут гастроли международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.

 
  подробнее...  
  14 февраля 2018
В театре продолжаются репетиции балета "Пахита"

Фоторепортаж.

 
  подробнее...  
  13 февраля 2018
Интервью Андрея Шишкина порталу JustMedia

Директор Екатеринбургского театра оперы и балета рассказал о постановке оперы «Греческие пассионы».

 
  подробнее...  
  12 февраля 2018
В Ельцин центре открылась выставка Ballet Imperial

Фоторепортаж.

 
  подробнее...  
  11 февраля 2018
Результаты II тура прослушивания в Детский хор театра

Родительское собрание по итогам прослушивания состоится 25 февраля в 15:00.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«ОТВЕРГНУТА… И СЧАСТЛИВА!»

Ольга Девятова, Журнал «УРФО»
01 марта 2008

31 января и 1 февраля 2008 года в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфлай» (либретто Л.Иллики и Д.Джакозы по драме Д.Беласко «Гейша» на основе новеллы Д.Лонга).

В богатейшей истории нашего театра это девятая по счету постановка гениальной оперы, снискавшей любовь публики во всем мире. Впервые в Екатеринбурге опера «Мадам Баттерфлай» была поставлена в 1910 году в Верх-Исетском театре оперной труппой А.Я.Альтшуллера с участием таких известных в России и на Урале певиц, как Е.В.Девос-Соболева (Чио-Чио-Сан), Е.Г.Ковелькова (Сузуки) и др. Дирижировал спектаклем талантливый дирижер И.П.Палиев. На сцене вновь открытого Екатеринбургского оперного театра премьера состоялась в 1912 году. За дирижерским пультом был высокоталантливый дирижер, возглавивший наш театр в первых сезонах, – итальянский маэстро Сильвио Барбини. Успех спектакля обеспечили режиссура А.Я.Альтшуллера и художественное оформление И.Г.Белкина, а также прекрасный состав исполнителей, среди них – сопрано О.А.Шульгина (Чио-Чио-Сан), тенор А.Г.Борисенко (Пинкертон) и др. Из постановок последующих лет особенно удачными были: спектакль 1927 года в поистине звездной интерпретации (дирижер И.О.Палицын, режиссер Н.Н.Боголюбов, художник А.В.Дубровин). В партии Пинкертона блистали в те годы такие тенора, как Е.Э.Виттинг и В.А.Сабинин. Поистине рекордное число раз – 487 (по свидетельству летописца театра, любителя музыки В.И.Порска) – эта опера (уже под названием «Чио-Чио-Сан») прошла в нашем театре в сезонах с 1945 по 1988 гг. в прекрасной постановке триумвирата в составе – дирижер А.Д.Шморгонер, режиссер А.А.Колосов, художник В.А.Людмилин. Удачной была и постановка оперы «Мадам Баттерфлай» в октябре 1998 года (музыкальный руководитель и дирижер – Е.Бражник, режиссер-постановщик В.Фадиев, художник-постановщик С.Фесько). Этот спектакль с интересным декоративным оформлением был одним из номинантов фестиваля «Золотая маска».

Новый спектакль произвел большое впечатление своей художественной отточенностью и удивительной органичностью всех компонентов музыкально-театрального целого. Столь хорошо известная слушателю музыка Пуччини, напоенная ароматом национальных японских мелодий (на традиционной пентатонике), нередко во многих постановках трактовалась в духе итальянских веристских драм, с несколько преувеличенной страстностью и излишне заостренной экспрессией. В этом спектакле в интерпретации дирижера-постановщика Михаила Грановского (дирижер Большого театра, в прошлом ученик Геннадия Рождественского) музыка Пуччини зазвучала по-импрессионистски утонченно и затаенно-проникновенно, убедительно воплощая лирическую сущность образа главной героини – нежной, прелестной Чио-Чио-Сан, пленяющей своей чистотой, искренностью, способностью по-настоящему любить и глубоко страдать.

Тончайшей звукописи партитуры Пуччини в полной мере соответствует и режиссерская концепция этого спектакля (режиссер-постановщик – режиссер Мариинского театра, в прошлом ученик Р.Тихомирова, заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк). Режиссура А.Степанюка отличается удивительной музыкальностью и художественной пластичностью, тонким и глубоким пониманием композиторского замысла, умением проникнуть в культуру Японии и воплотить ее неповторимое своеобразие в сценических образах. При всей восточной мягкости линий, плавности движений актеров, изящности поз, поклонов, приседаний и других элементов, в сценическом развитии действия создано также немало острых, неожиданных, поистине драматических контрастов, которые подчеркиваются отдельными мизансценами и световыми эффектами (например, в I акте: «полет Баттерфлай на огонь» – силуэт как бы летящей героини, в красном цвете – предвестнике будущей трагедии в лирическом дуэте Чио-Чио-Сан и Пинкертона, или внезапное вторжение дяди Бонзы с грозными проклятиями, представшего в эффектном, стилистически выразительном национальном японском костюме воинственных самураев). Изумительно красиво и стильно решены многие женские сцены (Сузуки и Баттерфлай) во II акте, напоминающие изысканные японские гравюры.

Вообще режиссура спектакля как бы неотделима не только от музыки, но и от его художественного оформления (художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, художник-декоратор Анатолий Меньщиков). Постановщики также сумели глубоко почувствовать сущность композиторского замысла и в соответствии с ним создать очень изысканное, тонко стилизованное в японском духе оформление спектакля в нежных, пастельных, розово-сиреневатых тонах (на заднике – бледно-розовые цветы сакуры и т.д.). Оформление спектакля – легкое, воздушное, создает атмосферу весеннего цветения (I акт), которая постепенно в последующих актах, благодаря световым аффектам, то мрачнеет, то просветляется, то наполняется тревогой и трагическими предчувствиями.

Изысканно-выразительны и стилизованные в японских национальных традициях костюмы (женские кимоно, мужские хакама и др.; хочется отметить сложную, стилистически точную и изысканную работу художника по росписи тканей – Н.Фадюшиной). Удачно использован также соответствующий специфике японского жилища прием «движущихся ширм», расписанных в национальной манере, то расширяющих, то сужающих сценическое пространство в соответствии с характером и содержанием той или иной сцены. Большое впечатление производит финальная сцена П акта – «ожидание Баттерфлай», решенная на фоне призрачно-мерцающего, переливающегося экрана в голубовато-бирюзовых тонах, также напоминающая японские миниатюры. Такая тревожно-затаенная и зыбко-эфемерная атмосфера очень точно совпала с тонкой, проникновенной музыкой этой сцены: колыбельным звучанием хорового вокализа на фоне легкого пиццикато струнных (хормейстер-постановщик В.Копанев).

Вокальное и драматическое решение спектакля в целом вполне успешно. Исполнительнице главной партии Н.Карловой удалось создать образ хрупкой, нежной, верной и преданной женщины, способной на самопожертвование ради любви. Однако даже в самых напряженно-драматических сценах певица избежала излишней сентиментальной аффектации и надрыва, благодаря чему ее весьма строгая и сдержанная манера пения и актерской игры в полной мере соответствовали тонкой изысканности всей стилистики спектакля. Такое исполнение вполне в духе Пуччини, который восклицал: «Я люблю... тех, которые плачут без крика и страдают тайно, со скрытой музыкой». Другая исполнительница роли Чио-Чио-Сан, Ирина Заруцкая, также вполне убедительна – и вокально, и актерски, хотя ее героиня отличается большей эмоциональностью и страстностью переживании. В своем сценическом облике И.Заруцкая пленяет восточной пластикой поз и движений.

Весьма успешно справились с трудной партией Пинкертона молодые певцы Владимир Чеберяк и Николай Любимов, создав образ легкомысленного повесы, к которому слишком поздно приходит раскаяние. У В.Чеберяка Пинкертон выглядит более холодным и сдержанным, а у Н.Любимова – эмоциональным, романтически-лиричным.

Вокально и сценически вполне убедителен Юрий Девин и партии Шарплеса (американского консула). Его голос звучит выразительно и отражает все богатые нюансы вокально-речевых интонаций, раскрывающих внешнюю сдержанность и благородство этого человека, сочувствующего драме Баттерфлай. Если у Девина в образе Шарплеса подчеркнута большая вальяжность и респектабельность, то у другого исполнителя этой партии – Алексея Миронова проявилась большая аристократичность, элегантность, как во внешнем поведении истинного «дэнди», так и в звучании полетного красивого голоса. Впечатлил в этом спектакле и образ Сузуки (служанки Баттерфлай). Заметим, что партия Сузуки, основанная преимущественно на разговорно-речевом интонировании, требует от певицы глубокого понимания каждой интонации, каждой фразы и немалого актерского дарования. Каждая из исполнительниц этой сложной партии оказалась по-своему убедительной. Надежда Рыженкова составила достойный ансамбль с Н.Карловой, создала образ молодой японки (служанки-подруги), преданной своей госпоже и страдающей вместе с ней. Надежда Шляпникова подчеркнула в образе скорее материнскую любовь и заботу, горячее сочувствие переживаниям Чио-Чио-Сан.

Весьма колоритны в новом спектакле и эпизодические персонажи. Бонза с его, как уже отмечалось, эффектно-зловещим выходом: аскетично суровый – у Михаила Коробейникова и по-восточному страстный, темпераментный – у Гарри Агаджаняна. Выразительны также Владимир Ворошнин и Олег Савка в партии ловкого маклера-свата Горо, торжественно-церемонный Принц Ямадори в исполнении Виталия Петрова, трогательны лети (Даниил Лесняк и Прохор Максимов) в роли сына Баттерфлай и другие.

Хочется также отметить слаженную работу всего коллектива художественно-постановочной части театра, обеспечившего оформление спектакля (заведующий – М.Данюшкин). Большой труд вложен в оформление спектакля художниками декоративного цеха, художником по росписи тканей, мастерами всех пошивочных цехов, создавших выразительные, соответствующие замыслу постановщиков костюмы.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что опера «Мадам Баттерфлай» Дж.Пуччини в новой постановке театра стала, на мой взгляд, несомненной удачей всего коллектива и его приглашенных мастеров, которые сумели создать единый, художественно убедительный и цельный, красивый, трогающий за душу спектакль. Думается, что постановщикам и исполнителям этой камерной, лирико-психологической драмы удалось доказать неисчерпаемость возможностей ее классической интерпретации, соответствующей тем чувствам и тончайшим душевным движениям, которые присущи проникновенной, а в кульминациях драматически насыщенной и трагической музыке гениального итальянского маэстро.

следующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2018 март 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  22 февраля 2018 (чт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  23 февраля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  24 февраля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  25 февраля 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57