106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  24 мая 2018
"Сатьяграху" показали на сцене Александринки

Екатеринбургская опера и Александринский театр (Санкт-Петербург) провели обменные гастроли.

 
  подробнее...  
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«ОТВЕРГНУТА… И СЧАСТЛИВА!»

Ольга Девятова, Журнал «УРФО»
01 марта 2008

31 января и 1 февраля 2008 года в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфлай» (либретто Л.Иллики и Д.Джакозы по драме Д.Беласко «Гейша» на основе новеллы Д.Лонга).

В богатейшей истории нашего театра это девятая по счету постановка гениальной оперы, снискавшей любовь публики во всем мире. Впервые в Екатеринбурге опера «Мадам Баттерфлай» была поставлена в 1910 году в Верх-Исетском театре оперной труппой А.Я.Альтшуллера с участием таких известных в России и на Урале певиц, как Е.В.Девос-Соболева (Чио-Чио-Сан), Е.Г.Ковелькова (Сузуки) и др. Дирижировал спектаклем талантливый дирижер И.П.Палиев. На сцене вновь открытого Екатеринбургского оперного театра премьера состоялась в 1912 году. За дирижерским пультом был высокоталантливый дирижер, возглавивший наш театр в первых сезонах, – итальянский маэстро Сильвио Барбини. Успех спектакля обеспечили режиссура А.Я.Альтшуллера и художественное оформление И.Г.Белкина, а также прекрасный состав исполнителей, среди них – сопрано О.А.Шульгина (Чио-Чио-Сан), тенор А.Г.Борисенко (Пинкертон) и др. Из постановок последующих лет особенно удачными были: спектакль 1927 года в поистине звездной интерпретации (дирижер И.О.Палицын, режиссер Н.Н.Боголюбов, художник А.В.Дубровин). В партии Пинкертона блистали в те годы такие тенора, как Е.Э.Виттинг и В.А.Сабинин. Поистине рекордное число раз – 487 (по свидетельству летописца театра, любителя музыки В.И.Порска) – эта опера (уже под названием «Чио-Чио-Сан») прошла в нашем театре в сезонах с 1945 по 1988 гг. в прекрасной постановке триумвирата в составе – дирижер А.Д.Шморгонер, режиссер А.А.Колосов, художник В.А.Людмилин. Удачной была и постановка оперы «Мадам Баттерфлай» в октябре 1998 года (музыкальный руководитель и дирижер – Е.Бражник, режиссер-постановщик В.Фадиев, художник-постановщик С.Фесько). Этот спектакль с интересным декоративным оформлением был одним из номинантов фестиваля «Золотая маска».

Новый спектакль произвел большое впечатление своей художественной отточенностью и удивительной органичностью всех компонентов музыкально-театрального целого. Столь хорошо известная слушателю музыка Пуччини, напоенная ароматом национальных японских мелодий (на традиционной пентатонике), нередко во многих постановках трактовалась в духе итальянских веристских драм, с несколько преувеличенной страстностью и излишне заостренной экспрессией. В этом спектакле в интерпретации дирижера-постановщика Михаила Грановского (дирижер Большого театра, в прошлом ученик Геннадия Рождественского) музыка Пуччини зазвучала по-импрессионистски утонченно и затаенно-проникновенно, убедительно воплощая лирическую сущность образа главной героини – нежной, прелестной Чио-Чио-Сан, пленяющей своей чистотой, искренностью, способностью по-настоящему любить и глубоко страдать.

Тончайшей звукописи партитуры Пуччини в полной мере соответствует и режиссерская концепция этого спектакля (режиссер-постановщик – режиссер Мариинского театра, в прошлом ученик Р.Тихомирова, заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк). Режиссура А.Степанюка отличается удивительной музыкальностью и художественной пластичностью, тонким и глубоким пониманием композиторского замысла, умением проникнуть в культуру Японии и воплотить ее неповторимое своеобразие в сценических образах. При всей восточной мягкости линий, плавности движений актеров, изящности поз, поклонов, приседаний и других элементов, в сценическом развитии действия создано также немало острых, неожиданных, поистине драматических контрастов, которые подчеркиваются отдельными мизансценами и световыми эффектами (например, в I акте: «полет Баттерфлай на огонь» – силуэт как бы летящей героини, в красном цвете – предвестнике будущей трагедии в лирическом дуэте Чио-Чио-Сан и Пинкертона, или внезапное вторжение дяди Бонзы с грозными проклятиями, представшего в эффектном, стилистически выразительном национальном японском костюме воинственных самураев). Изумительно красиво и стильно решены многие женские сцены (Сузуки и Баттерфлай) во II акте, напоминающие изысканные японские гравюры.

Вообще режиссура спектакля как бы неотделима не только от музыки, но и от его художественного оформления (художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, художник-декоратор Анатолий Меньщиков). Постановщики также сумели глубоко почувствовать сущность композиторского замысла и в соответствии с ним создать очень изысканное, тонко стилизованное в японском духе оформление спектакля в нежных, пастельных, розово-сиреневатых тонах (на заднике – бледно-розовые цветы сакуры и т.д.). Оформление спектакля – легкое, воздушное, создает атмосферу весеннего цветения (I акт), которая постепенно в последующих актах, благодаря световым аффектам, то мрачнеет, то просветляется, то наполняется тревогой и трагическими предчувствиями.

Изысканно-выразительны и стилизованные в японских национальных традициях костюмы (женские кимоно, мужские хакама и др.; хочется отметить сложную, стилистически точную и изысканную работу художника по росписи тканей – Н.Фадюшиной). Удачно использован также соответствующий специфике японского жилища прием «движущихся ширм», расписанных в национальной манере, то расширяющих, то сужающих сценическое пространство в соответствии с характером и содержанием той или иной сцены. Большое впечатление производит финальная сцена П акта – «ожидание Баттерфлай», решенная на фоне призрачно-мерцающего, переливающегося экрана в голубовато-бирюзовых тонах, также напоминающая японские миниатюры. Такая тревожно-затаенная и зыбко-эфемерная атмосфера очень точно совпала с тонкой, проникновенной музыкой этой сцены: колыбельным звучанием хорового вокализа на фоне легкого пиццикато струнных (хормейстер-постановщик В.Копанев).

Вокальное и драматическое решение спектакля в целом вполне успешно. Исполнительнице главной партии Н.Карловой удалось создать образ хрупкой, нежной, верной и преданной женщины, способной на самопожертвование ради любви. Однако даже в самых напряженно-драматических сценах певица избежала излишней сентиментальной аффектации и надрыва, благодаря чему ее весьма строгая и сдержанная манера пения и актерской игры в полной мере соответствовали тонкой изысканности всей стилистики спектакля. Такое исполнение вполне в духе Пуччини, который восклицал: «Я люблю... тех, которые плачут без крика и страдают тайно, со скрытой музыкой». Другая исполнительница роли Чио-Чио-Сан, Ирина Заруцкая, также вполне убедительна – и вокально, и актерски, хотя ее героиня отличается большей эмоциональностью и страстностью переживании. В своем сценическом облике И.Заруцкая пленяет восточной пластикой поз и движений.

Весьма успешно справились с трудной партией Пинкертона молодые певцы Владимир Чеберяк и Николай Любимов, создав образ легкомысленного повесы, к которому слишком поздно приходит раскаяние. У В.Чеберяка Пинкертон выглядит более холодным и сдержанным, а у Н.Любимова – эмоциональным, романтически-лиричным.

Вокально и сценически вполне убедителен Юрий Девин и партии Шарплеса (американского консула). Его голос звучит выразительно и отражает все богатые нюансы вокально-речевых интонаций, раскрывающих внешнюю сдержанность и благородство этого человека, сочувствующего драме Баттерфлай. Если у Девина в образе Шарплеса подчеркнута большая вальяжность и респектабельность, то у другого исполнителя этой партии – Алексея Миронова проявилась большая аристократичность, элегантность, как во внешнем поведении истинного «дэнди», так и в звучании полетного красивого голоса. Впечатлил в этом спектакле и образ Сузуки (служанки Баттерфлай). Заметим, что партия Сузуки, основанная преимущественно на разговорно-речевом интонировании, требует от певицы глубокого понимания каждой интонации, каждой фразы и немалого актерского дарования. Каждая из исполнительниц этой сложной партии оказалась по-своему убедительной. Надежда Рыженкова составила достойный ансамбль с Н.Карловой, создала образ молодой японки (служанки-подруги), преданной своей госпоже и страдающей вместе с ней. Надежда Шляпникова подчеркнула в образе скорее материнскую любовь и заботу, горячее сочувствие переживаниям Чио-Чио-Сан.

Весьма колоритны в новом спектакле и эпизодические персонажи. Бонза с его, как уже отмечалось, эффектно-зловещим выходом: аскетично суровый – у Михаила Коробейникова и по-восточному страстный, темпераментный – у Гарри Агаджаняна. Выразительны также Владимир Ворошнин и Олег Савка в партии ловкого маклера-свата Горо, торжественно-церемонный Принц Ямадори в исполнении Виталия Петрова, трогательны лети (Даниил Лесняк и Прохор Максимов) в роли сына Баттерфлай и другие.

Хочется также отметить слаженную работу всего коллектива художественно-постановочной части театра, обеспечившего оформление спектакля (заведующий – М.Данюшкин). Большой труд вложен в оформление спектакля художниками декоративного цеха, художником по росписи тканей, мастерами всех пошивочных цехов, создавших выразительные, соответствующие замыслу постановщиков костюмы.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что опера «Мадам Баттерфлай» Дж.Пуччини в новой постановке театра стала, на мой взгляд, несомненной удачей всего коллектива и его приглашенных мастеров, которые сумели создать единый, художественно убедительный и цельный, красивый, трогающий за душу спектакль. Думается, что постановщикам и исполнителям этой камерной, лирико-психологической драмы удалось доказать неисчерпаемость возможностей ее классической интерпретации, соответствующей тем чувствам и тончайшим душевным движениям, которые присущи проникновенной, а в кульминациях драматически насыщенной и трагической музыке гениального итальянского маэстро.

следующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 мая 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  30 мая 2018 (ср) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  31 мая 2018 (чт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  01 июня 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  02 июня 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57