106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Озеро слёз" с загадкой от… Одетты

Ирина Клепикова, Областная газета
20 апреля 2010

В искусстве классического балета нет, кажется, более популярного сочинения, чем «Лебединое озеро». При всей условности языка хореографии «Лебединое…» любят и дети, и – с возрастом – даже те из взрослых зрителей, кому эта самая «танцевальная условность» претит в других балетах. В «Лебедином…» – всё ясно. Вот добро, вот – зло. Вот – героиня, жертва, злодей. И при этом ещё – совершенная, идеальная красота в самом танце и музыке. Словом, «Лебединое озеро» заслуженно – украшение репертуара едва ли не всех музыкальных театров мира. Короткая воздушная пачка балерины стала эмблемой жанра, а белый Лебедь – символом русского балета.

За без малого вековую историю Екатеринбургского оперного балет П.Чайковского уже 12 раз, в разных постановках, появлялся в афише театра. Впервые – в 1925 году, последний раз – в 2003-м. Очередная премьера «Лебединого…», которая состоялась в конце минувшей недели, – 13-я по счёту, и иные склонны усматривать в этом некую чудесную мистику. Но полагаю: если в нынешней постановке и есть что-то чудесно-мистическое, то связано оно с другим. Спектакль посвящён богине русского балета Галине Улановой (в 2010-м – 100 лет со дня её рождения), а поставила его в Екатеринбурге ученица Улановой, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Людмила Семеняка. Сама в недавнем прошлом – одна из лучших исполнительниц партии Одетты-Одиллии.

На сей раз ей пришлось (или посчастливилось?) создавать образ не одной отдельно взятой партии, а – спектакля в целом. Не отказываясь ни в коем случае от традиций русского классического балета, Людмила Семеняка предложила собственную хореографию. Новый танец. Прежде всего для солистов. Однако в поисках своих шла вслед за Г.Улановой.

— На всех фотографиях, запечатлевших Галину Сергеевну в «Лебедином…», она в образе белого Лебедя, – рассказывает Л.Семеняка. – Это отражение и её самой: как танцовщицы, как личности. Её Одетта была не просто «русская душою». Она была из северных широт, была частью этой величественной строгой природы. Но даже не это первостепенно важно. Уланова первой соединила в танце Одетту и Одиллию. До неё белого и чёрного Лебедя танцевали разные балерины. И образ Одетты проигрывал в сравнении. Одиллия была интересней. Такая, действительно, могла увести за собой любого принца. Вот потому-то, объясняла нам, ученикам, Галина Сергеевна, она и решилась соединить их: Одетта в этом случае переставала быть просто «голубой героиней». И хотя образы продолжают условно делить на «белый» и «чёрный», это уже не такая прямолинейная грань между Добром и Злом. Танцевать интереснее…

Приняв предложение Екатеринбургского оперного театра поставить «Лебединое озеро», Л.Семеняка заново погрузилась во все материалы по балету. Уже как хореограф. Изучала эпоху создания балета («Что было в умах? Что царило в искусстве?»). Изучала те «наслоения» в танце, которые неизбежно вносились каждым последующим балетмейстером. Понимала, что «наслоения» чаще всего – не каприз и не самоцель хореографа. Просто у каждого было что-то своё, тайное, связанное с этим балетом. И у неё, Людмилы Семеняки, оно тоже есть.

Ей была интересна логика поступков главных героев – Одетты-Одиллии и Зигфрида. При многочисленных модернистских измышлениях, привнесённых, например, в пластику Зигфрида, он по сути – персонаж истинно драматический. Устремившийся за возлюбленной, но не заметивший подмены «белого» на «чёрное», он предаёт клятву, возлюбленную, себя. Куда уж драматичнее?! Л.Семеняке, по её собственному признанию, хотелось подчеркнуть этот драматизм – и она усиливала мужской танец в «Лебедином…». То же – и в танце Одетты-Одиллии: ей хотелось уйти от предсказуемости образов, банального деления на «чёрное» и «белое»…

Даже то, что прессе удалось увидеть на генеральной репетиции, задавало некоторые загадки. Всё действие, например, изначально происходит в замке у Ротбарта, «злого гения». («Кто же он тогда – для Зигфрида или той же Одиллии?» – гадали журналисты). Не менее загадочен был и финал. По признанию Л.Семеняки и её коллеги – главного балетмейстера Екатеринбургского оперного Н.Малыгиной, «буквально сегодня родился оригинальный финал. Впрочем, и он – ещё не окончательная версия. Придумано несколько концовок для спектакля. Какой будет отдано предпочтение – увидите на премьере…».

Даже накануне премьеры не существовало ещё и написанного либретто. Поскольку это «Лебединое озеро» – авторская версия Людмилы Семеняки, хореографу предстояло сформулировать и нюансы сюжета, но она оттягивала момент написания либретто до последнего. Убеждённая, что литературная основа танца, рассказанный – с обозначением полюсов Добра и Зла – сюжет опрощает балетный спектакль, Л.Семеняка и как зритель предпочитает не читать либретто заранее, и как хореограф предлагает публике думать. Размышлять над пластикой персонажей балета. Над музыкой Чайковского.

За почти идиллической красотой музыки, сказочным сюжетом на самом деле – недюжинные катаклизмы, «взрослые» темы. В частности – тема двойников, образ мира, утратившего устойчивость и определённость. Лебединое озеро – не просто же водоём. В нём – своя скрытая жизнь. Ещё в XIX веке, ещё первые хореографы, трактовали его как озеро слёз. Кстати, таинственно мерцающее, живое при лунных отблесках озеро (художник-постановщик – заслуженный художник России В.Окунев) в спектакле Екатеринбургского оперного вполне соответствует этому печальному, мистическому образу. Одетта – персонаж простодушный, поэтический, олицетворённая лирика. Но однозначно ли это – Добро, если оно оказывается беспомощным в столкновении с фантомом чёрного Лебедя, с агрессивной женской красотой Одиллии? А что такое сама Одиллия, если её безусловный артистический дар (очевидный во всех версиях танца чёрного Лебедя) отдан в услужение злому гению Ротбарта? Контраст в танце. Контраст в цвете. Контраст в музыке. Но когда, вслед за гениальным решением великой Г.Улановой, эти контрасты объединяются, смешиваются в одной исполнительнице, то не таким уж однозначно ясным оказывается даже сказочный сюжет. И в нём, и в образах в сущности – психологическая загадка. А сам спектакль, получается, – не просто для того, чтоб насладиться Красотой.

Из истории «Лебединого озера» известно: музыка П.Чайковского столь хороша, что первые зрители, пленённые его мелодиями, вначале ходили в Большой театр не столько смотреть балет (тем более, что первая балетмейстерская версия была явной неудачей), сколько слушать музыку. Но со временем значительный вклад, свой талант внесли в танец «Лебединого…» одарённейшие хореографы Л.Иванов, М.Петипа, А.Горский, Ю.Григорович. Приняв предложение Екатеринбургского оперного поставить балет, Л.Семеняка a priori оказалась в этом ряду. «Если бы вы знали, как было страшно браться за эту работу! – говорит хореограф-постановщик Л.Семеняка. – Иногда ловила себя на невольном цитировании хореографии Григоровича – настолько выразительна его пластика, его рисунок в балете. И приходилось переделывать танец, отказываться от «цитат». К тому же надо было сочинять балет, ориентируясь на индивидуальности танцовщиков именно этой труппы…». Похоже, она боялась зря. По свидетельству дирижёра-постановщика П.Клиничева, «Людмила Семеняка, будучи талантливой балериной, в смысле темпов, стиля балета поставила то, о чём думал и Чайковский. Такое случается не всегда…».

В истории русского балета «Лебединое озеро» – явление пророческое. Хореография его объединила два полярных знака, два символа. Арабеск – пафос романтической дали. Знаменитые 32 фуэте – патетика самоутверждения, самоутверждения здесь и сейчас. Их синтез предопределил развитие классической хореографии в ХХ столетии. Возможно, 13-я постановка «Лебединого озера» окажется знаковой для Екатеринбургского оперного. Спектакль, посвящённый Г.Улановой, созданный при поддержке Министерства культуры РФ и вновь объединивший представителей разных творческих школ (Большой театр, Михайловский театр Санкт-Петербурга), входит в серию премьер, приуроченных к 100-летию Екатеринбургского оперного. Значит, с ним входить театру в новый свой век… 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57