106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

"Озеро" по-улановски

Елена Федоренко, газета "Культура"
20 мая 2010

Балет "Лебединое озеро" поставлен в Екатеринбурге

Сосчитать все версии "Лебединого озера'' существующие в мире, весьма непросто. Недавно прибавилась еще одна, и примечательная, трактовка Екатеринбургского государственного театра оперы и балета, в которой оказались сопряжены два столетних юбилея – самого театра и Галины Улановой, чей лебединый образ поднялся над эпохами легендой. Новое "Лебединое" – старт в формировании парадной афиши театра, юбилей которого отпразднуют в 2012 году. Какой же праздник без главного старинного балета, чья державная власть в истории культуры неоспорима! Идея постановки принадлежала директору театра Андрею Шишкину, его инициативу поддержали в Министерстве культуры России.

Тайна, хранимая "Лебединым озером" его романтическим сюжетом и музыкой Чайковского, влекла многих. На сей раз к загадке балета прикоснулась замечательная балерина и педагог Большого театра Людмила Семеняка, которая не скрывала ни ответственности, ни волнения от поступившего ей предложения. У всех, кто видел Семеняку в главной партии этого балета, в памяти остались и кантилена уникальных pas de bourree скользящей по глади озера девушки-птицы, и отчаянная энергия немного капризной и гордой Одиллии. Этой партией, одной из первых на сцене Большого театра, Семеняка взяла тот особый чистый тон, что проявляется у балерин Первопрестольной, взращенных в петербургской цитадели академизма. Ранее в той же партии танцевала на сцене Большого великая Уланова, создавшая образец редкого стиля на том же пересечении художественных традиций Москвы и Петербурга.

Она и готовила Семеняку к дебюту, выстраивая партитуру роли на тончайших нюансах взаимоотношений, пауз, внутренних движений, помогала проникнуть в секреты образа самостоятельно, без повторения ее, улановской, трактовки. Сегодня Людмила Семеняка выступает в новом качестве – как хореограф-постановщик екатеринбургского спектакля. Связи нового балета с эпохой Улановой оказались глубже, чем может показаться на первый взгляд. Не царственная стать и не дьявольское коварство пленяли в прочтении Улановой. Ее девушка-птица переводила балет в лад лирической трагедии, где ей, в совершенстве владевшей искусством драмбалета, были важны подлинность чувств и развития действия, дабы раскрыть человеческую, а не сказочную судьбу. Сегодня Семеняка пересматривает спектакль, наполняя его улановскими интонациями живой и внятной человеческой истории. Причем истории увлекательной, близкой современному зрителю. В соответствии с этой задачей и был переделан сценарий.

Место действия первого акта – средневековый замок рыцаря Ротбарта. Владетельная Принцесса вместе с сыном Зигфридом во время прогулки наведывается в замок своего вассала. Ротбарт дает бал, который становится отправной точкой, зачином повествования. С самого начала Злой гений будет направлять действие и определять поступки персонажей. Ему, единому в двух ликах – вполне благочинному хозяину бала и злодею, заколдовавшему девушек, – отведена роль своеобразного властителя человеческих судеб. Соответственно, все танцы для него сочинены заново.

Однако, видоизменяя фабулу и добавляя в хореографическую партитуру многочисленные авторские фрагменты, Семеняка бережно сохраняет те жемчужины хореографии, без которых "Лебединое озеро" представить сегодня уже невозможно. Опора ее концепции – в диалоге с балетной традицией. Поэтому в спектакле сохранены "лебединые" картины Льва Иванова, дуэт Одиллии и Зигфрида, поставленный Мариусом Петипа, вариации Александра юрского. И, конечно, концепция в целом определена заложенным в музыке и некогда воплощенным хореографически Мариусом Петипа конфликте: белое и черное, жизнь и смерть, нескончаемая борьба добра и зла, вечная битва света и тьмы. Превращение зачарованных птиц в девушек в длинных белых платьях – тоже осмысление традиции, начатой уже Владимиром Бурмейстером. С источниками хореограф не соперничает, более того – не скрывает пиетета к классическому тексту, сложившемуся на протяжении истории – от Иванова и Петипа – через Бурмейстера – к Григоровичу, который уже в XX веке нашел непревзойденные лексические построения и мизансценические композиции в прочтении партитуры.

В плане освоения хореографического языка Семеняка выбирает единственно верный путь для юной труппы, собранной из выпускников разных балетных школ: здесь учитываются возможности и индивидуальности исполнителей, подчеркиваются сильные стороны каждого и пока "в скобках" оставляется то, на освоение чего требуется время.

Молодая Елена Кабанова, чьи способности почувствовала Екатерина Максимова, авансом определившая ее в ряд лауреатов премии "Триумф" в роли Одетты складывает, по Асафьеву, задушевную песню без слов и, наоборот, живописует портрет своей Одиллии порывистыми и энергичными красками. Зигфрид Виктора Механошина – романтический герой, чей идеал, словно мерцающий и постоянно меняющийся образ, ведет его по лабиринтам самопознания. Вторая пара – Маргарита Рудина и Алексей Насадович – опытные артисты, сосредоточивающие внимание на эмоциональных по выразительности дуэтах: их танец отличает чистота исполнения текста, хотя "летучая" тема судьбы выходит в их интерпретации пока прерывисто.

Основополагающую для спектакля роль Ротбарта молодой солист Максим Клековкин ведет на жестком контрасте: рыцарем голубых кровей он остается ровно до той поры, пока ничто не угрожает порабощенным им девушкам. В Ротбарте Дениса Зайнтдинова меньше аристократической стати, главное, что движет его персонажем, – неукротимая воля.

Поэтично, с чувством стиля и музыкально танцует женский кордебалет, с которым работала опытный репетитор Татьяна Луань-Бинь. Мастерства и стабильности танцовщикам еще предстоит набирать, и это процесс закономерный, но все без исключения умеют взять стиль и передать смысл: рост труппы налицо, в чем несомненна заслуга опытных педагогов Лилии Воробьевой и Юрия Веденеева.

Художник Вячеслав Окунев организовал готическое пространство дворцовых интерьеров, дал аромат средневекового замка, что раскинулся на берегу холодного озера, диким лесом на суперзанавесе провел границу между явью и мечтой, столь чувственно воплощенную в интерпретации партитуры дирижером Большого театра Павлом Клиничевым.

"Лебединое озеро" – балет светлой печали, и та история, которую ведет театр, подготавливает финал трагический: за предательство, вольное или невольное, надо платить, а поиск себя не всегда приводит к счастью. Но финал тем не менее оказывается оптимистичным. Видимо, нынешней действительности, раздираемой противоречиями и утратившей стабильность, такой и нужен. В мужской танец-поединок возмужавшего Зигфрида и сбросившего личины Ротбарта хореограф вводит Одетту, которая без колебаний бросается на помощь Принцу. Финал открыт и в этом есть определенный смысл: ведь "Лебединое озеро" – не только самый русский балет, он еще и балет пророческий. 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57