106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Второе пришествие Дон Жуана

Ирина Клепикова, Областная газета
29 июня 2010

Жизнелюбив, галантен, отважен, влюбчив, обольстителен, остроумен, находчив, но ещё — хитёр, коварен, холоден и жесток… Всё это — Дон Жуан, множество раз становившийся героем поэтических, драматических, музыкальных сочинений. Оперных — в том числе. Легенда об испанском дворянине, вероломном обольстителе женщин существует в версиях Мольера, Гольдони, Глюка, Байрона, Пушкина, Даргомыжского, Рихарда Штрауса… Но только сочинение Моцарта, достигающее поистине шекспировских масштабов и накала страстей, однажды и навсегда удостоилось высочайшего титула — «опера опер».

Сочетание высокой трагедии и лёгкой комедии в «Дон Жуане» сколь заманчиво для постановщиков, столь же во все времена становится и камнем преткновения. В истории о талантливом жизнелюбе, приносящем в угоду собственным наслаждениям чужие судьбы, так важно сохранить «золотую середину», создать образ, вызывающий одновременно восхищение и ужас. А потому даже в почти 100-летней истории Екатеринбургского оперного, сцена которого знала великих режиссёров, дирижёров, вокалистов, «Дон Жуан» появляется только второй раз! Спектакль 1967 года, судя по живописно-сочным, реалистическим декорациям Н. Ситникова (к премьере в фойе театра открыта экспозиция истории постановок «Дон Жуана») был ближе к шекспировским трагедиям. Нынешняя премьера даже в изобразительном решении — отказ от традиции «как бы реализма». Вместо живописного плоского «фона» на сцене подвижная конструкция, позволяющая легко менять антураж эпизодов и создающая, благодаря сочетанию разных изобразительных технологий, «картинку» в равной степени живописную и условную.

Любопытен и ансамбль, работавший над нынешней премьерой. Второе пришествие «Дон Жуана» состоялось благодаря поистине международной команде. Дирижёр-постановщик — итальянец (влюблённый в Россию!), режиссёр — немец (с японскими корнями в родословной), художник-постановщик — англичанин. А если добавить, что на премьерных спектаклях, состоявшихся в конце минувшей недели, Дон Жуана спел заслуженный артист Республики Коми Эдуард Цанга (Мариинский театр), а донну Эльвиру — знаменитое сопрано Даниэла Скиллачи из Италии, то без всякого преувеличения, нынешняя премьера — интернациональный взгляд и на самого Дон Жуана, любителя пикантных наслаждений, и в целом на философию гедонизма.

Фабио МАСТРАНЖЕЛО, дири-жёр-постановщик (Италия): — Очень давно хотел поработать с «Дон Жуаном» как дирижёр-постановщик. И так оказалось, что именно эта опера Моцарта и стала моей первой постановкой. Прежде я дирижировал, ассистировал, но вот — самостоятельная работа. Естественно, сразу встал вопрос о режиссёрском решении спектакля, а стало быть — о кандидатуре режиссёра. Кто будет? С Маттиасом фон Штегманном я познакомился, увидев в Лондоне в Ковент-Гардене его постановки «Золото Рейна» и «Валькирию». Сразу захотелось работать именно с этим режиссёром. Однако, оказалось, возможности совместной работы пришлось ждать шесть лет!

Для начала по электронной почте послал Маттиасу предложение принять участие в постановке «Дон Жуана» в Екатеринбургском оперном театре. «Электронка» в данном случае была дипломатическим ходом. Так человеку проще отказать, если он не хочет принимать твоё предложение. Но Маттиас сразу ответил: «Дон Жуан» — моя любимейшая опера».

Потом в постановочной группе появился художник Саймон Лима Холдсворт. Когда мы получили первые эскизы Саймона к «Дон Жуану» — все были в полном восторге. И, вообще, за три года моей работы в Екатеринбурге у меня впервые абсолютно полное ощущение, что всем всё нравилось в постановочном процессе, все хотят работать вместе — а это очень важно для постановки.

Маттиас фон ШТЕГМАНН, режиссёр-постановщик (Германия): — Моцарта очень люблю! Этот якобы «лёгкий» композитор требует от постановщиков, солистов предельной основательности и доскональности. Но тем интереснее!

Из всех моцартовских опер и у меня, как у Фабио, наибольший интерес именно к «Дон Жуану». Это опера о невозможности взаимопонимания. Присмотритесь пристальнее к сюжету, героям — всё разлажено! В опере нет ни одной пары, в которой были бы лад и согласие. Это очень жизненная ситуация, более того — очень современная. Надеюсь (улыбается), моя супруга не осудит меня за такое признание, такую точку зрения…

Сейчас в режиссуре очень модное явление — концептуальность, наличие некой руководящей идеи, ведущего замысла при постановке оперы. А я считаю: это опасная тенденция, способная загубить любую постановку. Моя «концепция» — сама музыка Моцарта. Она настолько богата, что если удастся воплотить хотя бы на одну треть того, что вложено, сочинено, придумано Моцартом, — этого уже много.

Так что в нашей постановке мы шли «от Моцарта». И уж, конечно, даже попыток не было переносить действие в… аэропорт или в метро, что сейчас тоже модно.

Саймон ХОЛДСВОРТ, худож-ник-постановщик (Англия): — «Дон Жуан» — барочная опера, многослойная. Всё действие оперы происходит в один день, однако он как бы завершает, венчает собою всё, что происходило в предшествующие дни. И в том, что в опере много, много прекрасных женщин, — в этом тоже что-то от стиля барокко.

Если вдуматься, единственное преступление Дон Жуана — связь со многими женщинами. Но, может быть, это и не преступление? В спектакль внесён штрих-усмешка: когда леди Эльвира, любящая Дон Жуана, узнаёт о его похождениях, то эти «похождения» представлены целой коллекцией женских портретов (в том числе и портретов ню) из сокровищницы мирового изобразительного искусства. На огромном, во весь экран сцены, планшете — картины мастеров кисти Испании, Германии, Италии… Знакомые всем зрителям образы. Шедевры живописи. И всё это — безнаказанные «увлечения сердца» Дона Жуана! Но когда Дон Жуан в пылу своих страстей убивает отца донны Анны, Командора, вставшего на защиту чести дочери, — вот тут на него и начинают сваливаться несчастья. Наступает возмездие.

Маттиас фон ШТЕГМАНН: — Я впервые в России. Россияне меня просто восхитили. Коллеги из Екатеринбургского оперного театра — тоже. Они так увлечены своим делом, так преданны ему! Обычно в работе на Западе я — самый страстный человек на сцене, остальных ещё приходится подгонять. Но в Екатеринбургском оперном театре, имея (смеётся) сумасшедшего итальянца-дирижёра в оркестровой яме и одержимых музыкой певцов на сцене, я уже вовсе и не «самый страстный». В этой постановке «Дон Жуана» все — такие. Но я очень счастлив работать здесь!

…Хороший спектакль всегда немножко загадка. Всегда многослоен в смыслах, многозначен в образах. «Дон Жуан» Екатеринбургского оперного предлагает зрителям загадку даже в финале, где — согласно либретто Лоренцо да Понте — всё вроде бы ясно и очевидно. После гибели Дон Жуана все участники оперы появляются на сцене и поют известную мораль: порок наказан, добродетель торжествует. Однако вопреки очевидному героини, ещё так недавно страдавшие от вероломства Дон Жуана, с нежностью поднимают его камзол и шляпу, оставшиеся у врат в преисподнюю, и… вполне миролюбиво, с улыбкой водружают их на Лепорелло. Слуга Дон Жуана в середине действия оперы уже пребывал в одеяниях господина. Но то был обман на руку Дон Жуану и им же спровоцированный. А тут? Неужели — почти по-пушкинскому? Неужели каждый герой, невзирая на случившиеся драмы, «сам обманываться рад» в неизбывном желании любить?.. 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57