106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

ПРИЗРАК В ОПЕРЕ

Ирина Клепикова, Областная газета
17 февраля 2011

Коллектив Екатеринбургского оперного вступился за честь и достоинство своего руководителя. И – самого театра!

Когда пресс-конференцию созывает не руководство театра, а его коллектив – такого в российской театральной практике, похоже, не бывало. Да и повод – из числа нетривиальных: не очередная премьера, не гастроли, а ситуация, которая вот уже несколько лет мутной волной ходит вокруг Екатеринбургского оперного и до такой степени накала довела коллектив, что в течение полутора часов представители всех (!), творческих и технических, подразделений театра, излагая свою точку зрения на происходящее, по сути пытались обратиться через прессу с главным вопросом: «В каком обществе мы живём, если репутацию крупнейшего учреждения культуры и его руководителя можно годами безнаказанно уничтожать?!».

Строго говоря, коллектив встал на защиту директора театра А.Шишкина. Согласно резолюции, которую на момент пресс-конференции подписали 60 процентов работников театра (сейчас эта цифра больше, процесс продолжается), против директора 2.02.2011 г. возбуждено уголовное дело. Кстати, информация об этом промелькнула в некоторых СМИ и информагентствах. К так называемому «уголовному делу» – чуть позже: оно, что называется, – последняя капля. Чаша терпения к тому времени, к началу февраля, была уже полна до краев.

Беда А.Шишкина в том, что он – «варяг»: в 2006 году был приглашён Министерством культуры РФ, дабы возглавить Екатеринбургский оперный, из Башкирии. Варягов у нас не любят по определению. К тому же новый директор попал на место, которое располагало к критике. На тот момент Екатеринбургский оперный напоминал шар с затухающим движением. Уходила былая слава театра, а разборки между административным и художественным руководством, борьба за первенство не способствовали творческим успехам. Меньше становилось премьер. Зрители в театре не заполняли и ползала. А тут – «варяг»! Все, кто прежде боролись друг с другом, объединились и ополчились на «нового» (вкупе с принятым им театром). Самым уязвимым было творчество. С него и начали. Критика и околотеатральная общественность резвились от души, в оценках своих балансируя порой на грани оскорблений. Редко кто давал себе труд признать, что отсутствие творческих взлетов в театре – следствие предыдущего не сильно «художественного» руководства. За всё попадало «новому». Попадало столь обидно и часто, что казалось: человек просто бросит всё и вернётся в Уфу. Но он даже не пытался защищаться. «Лучшим аргументом, – говорил А. Шишкин, – должно стать наше творчество, спектакли. Пока, значит, не дотягиваем. Будем стараться...».

Сегодня Екатеринбургский оперный – небо и земля в сравнении с тем хаосом, что царил в театре лет пять-шесть назад. Театр благополучен творчески и финансово. Обычное дело – четыре премьеры в сезон (причём, театральный механизм отлажен настолько, что день премьеры известен за год). В театре появился международный отдел, потому что регулярными стали зарубежные (!) гастроли труппы – Таиланд, Турция, Португалия, ЮАР, Ботсвана, Узбекистан. Театр получил грант правительства России. Закуплены новые инструменты для оркестра. Только за два последних года в балетную труппу (а она долгое время была «слабым местом» театра) пришли 35 новых артистов, и заявления от желающих работать на екатеринбургской сцене продолжают поступать. В театре существенно выросла зарплата... Но самое главное – в нём сегодня неизменно полный зрительный зал!

Коллектив театра, от ведущих солистов и главного балетмейстера Н.Малыгиной до артистов хора, оркестра, сотрудников технической части и бухгалтерии, однозначно связывают нынешнюю успешность театра с именем директора Андрея Шишкина. Лидерство его как руководителя крупнейшего учреждения культуры федерального подчинения признано и на российском уровне. А.Шишкин был единственным представителем от Уральского региона на недавней встрече Президента РФ Д. Медведева с деятелями российской культуры. А встреча была не просто «праздничным протоколом». Удалось обговорить перспективы: Екатеринбургский оперный, приближающийся к своему 100-летию, при федеральной финансовой поддержке отправится с гастролями по стране.

Меж тем на руководителя театра заводится уголовное дело по ст. 160 УК РФ и в вину вменяется «растрата с использованием служебного положения» на сумму... 4139 рублей. Смехотворность «вины» (де-юре это долг театра за аренду банковской ячейки, де-факто даже он уже давно погашен) особенно очевидна в сравнении хотя бы с бюджетом одной оперной постановки – четыре-пять миллионов рублей. Кто в здравом уме стал бы портить себе репутацию из-за четырёх тысяч?! Коллеги А.Шишкина, знакомые с театральным менеджментом, вполне резонно дополняют: будь Андрей Геннадьевич столь корыстен, как его пытаются представить, «гонял бы за рубежом балеты под фонограмму». Известный театральный чёс. Дёшево и сердито. А А.Шишкин вывозит на гастроли оперные спектакли, да ещё с составом дублёров. Чтобы не ударить в грязь лицом. Держать марку.

4139 рублей – видимость повода. Повод, создавший нынешнюю ситуацию вокруг Екатеринбургского оперного, ...гораздо серьёзнее. Успешный, финансово благополучный театр стал привлекателен не только для зрителя. По словам заместителя директора театра по техническим вопросам А.Рябухина, согласно недавно проведённой оценке, одна только земля, на которой расположен театр, стоит более 200 миллионов рублей (это кроме стоимости самого театра!). Чем не лакомый кусок?! К гадалке ходить не надо, чтобы если не утверждать, так хотя бы не предположить этого. Чем другим можно объяснить «извращённо-пристальное внимание правоохранительных органов к нашему театру» (фраза из письма-резолюции коллектива театра)? И далее в коллективном письме – рассказ о том, что «на протяжении трёх последних лет в театре проводили проверки», что «многократно сами работники театра становились участниками отвратительных и глупых допросов часто сменяемых следователей, суть которых заключалась в том, чтобы выявить недовольных руководством театра», что «расследование уголовного дела приостанавливалось 14 (!) раз», что «все решения о привлечении к ответственности, вынесенные по формальным основаниям, по результатам проверок были отменены в судебном порядке и в вышестоящих органах». Уже на самой пресс-конференции сотрудники театра рассказывали подробности о посекционно пересчитываемых в театре батареях отопления, о придирчивом пересчёте, 17 или 18 кг крепежа пошло на их установку (при этом театр – в системе строжайшей отчётности перед федеральным и областным министерствами культуры). И это длится годами, в ситуацию вовлечён весь коллектив, хотя она явно направлена против одного человека. Очень напоминает лихие 1990-е годы, когда на успешного хозяйственника заводилась «статья»: пока человек отмоется – глядишь, дело развалится либо перейдёт к другому.

Создавать тяжело. Отобрать легче. Для абсолютного большинства сотрудников театра очевиден заказной характер созданной ситуации. Причём, созданной именно здесь, как говорится – дома, Потому что у непосредственного руководства, федерального министерства культуры, к А.Шишкину как к директору театра вопросов нет, контракты с ним продляются. Так кому же на руку муссирующаяся ситуация? Кто – за ней? Фигуранты, если они есть, безымянны и невидимы. Фантом, да и только. Как не вспомнить талантливого Гастона Леру с его популярным романом «Призрак оперы»: «Призрак оперы, действительно, существовал. Он не был ни иллюзией певцов, ни суеверием директоров или плодом фантазии разгорячённых умов танцовщиц кордебалета, билетёров, гардеробщиц... Да, он существовал, причём во плоти и крови, хотя делал всё, чтобы его считали настоящим привидением…». Одна разница, правда, существенная – «призрак» Г.Леру желал помочь героине обрести голос-совершенство, стать примадонной оперы. Фантом в реальной ситуации вокруг Екатеринбургского оперного желает не созидать – разваливать.

— Мы обращаемся к общественности Екатеринбурга, области – не дайте превратить классический оперный театр в очередной торговый центр или клуб. В конце концов – дайте работать! – говорят сотрудники театра. Попутное желание коллектива – защитить достоинство своего руководителя. Кстати, быть может, самое главное достижение А.Шишкина на посту директора Екатеринбургского оперного, что за несколько лет он создал, возродил именно коллектив – способный на сцене и вне её с честью служить профессии, Театру.

Напомню: привлечение внимания к ситуации – «крик души» именно коллектива. Сам Андрей Геннадьевич Шишкин, продолжая исполнять свои служебные обязанности (спектакли, приближающаяся премьера, гастроли солистов Большого театра и т.д.), пока не общается на эту тему с прессой. Но он готов это сделать, как только ему официально будет предъявлено обвинение. О «заведённом деле» ему сообщили телефонным звонком во время служебной командировки. Он вернулся в Екатеринбург. Продолжает работать. А обвинения как такового (на бумаге!) нет до сих пор! И тут – фантом...

 

Михаил САФР0Н0В, председатель Свердловского отделений СТД России, президент Ассоциации театров Урала:

— Как можно обвинять человека, когда ничего ещё не доказано? Андрей Шишкин достаточно авторитетный руководитель – знаю его ещё по работе в Уфе, к тому же убеждён: бесчестного человека министерство культуры России на пост директора Екатеринбургского оперного, который – достояние отечественной культуры, вряд ли назначило бы.

А пресса, телевизионные каналы поспешили разжиться сюжетом на «жареном», растиражировали обвинение. Чушь же полная! Мало того, что треплют имя человека, так ещё эти недоказанные обвинения пятном ложатся на всю культуру.

Позавчера на секции критики обратился ко всем журналистам: прекратите подливать масло в огонь. Если виноват – понесёт наказание. Но если не виноват – добьюсь того, чтобы все «чересчур расторопные» в обвинениях извинились перед человеком.

 

ЦИТАТА

Дмитрий Медведев: «Считаю абсолютно недопустимым, когда до проведения всех следственных процедур и подготовки обвинительного заключения кто-либо заявляет о раскрытии преступления... Надо работать, а не пиариться».

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 ноября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57