106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Снились ей соборы и снега…

Ирина Клепикова, Областная газета
23 марта 2011

На премьеру балета «Катя и принц Сиама» приехала на Урал внучка героев этой истории любви

В Екатеринбурге у иных вырывалось с пиететом: «Ваше Высочество…». «Да я обычная женщина», — не выдержала в конце концов Нарисса и с улыбкой поведала, что судьба, к счастью, избавила её от необходимости соблюдать строгие королевские церемонии, в частности — сидеть во время церемоний на полу. И всё же королевская кровь в ней течёт. По линии дедушки. Того самого «принца Сиама». В начале ХХ века женитьба принца Чакрапонга на иностранке, Екатерине Десницкой, сделала нереальной для него возможность наследовать трон. Спустя век история повторилась в судьбе Нариссы Чакрапонг.

Об этой истории любви писал Паустовский. «Мосфильм» планировал снять картину. Аналогии судеб находят в знаменитом фильме «Анна и Король». О принце Сиама и Екатерине Десницкой рассказал в мемуарах их сын Чула, отец Нариссы, и в своё время его откровенность тоже не всем в королевской семье Таиланда пришлась по душе. Но, так уж случилось, только книге Нариссы Чакрапонг, основанной на письмах, фотографиях деда и бабушки, суждено было вызвать международный резонанс. Книга легла в основу балета, который объединил чаяния королевской семьи Таиланда и творческие устремления театра с Урала (о постановке балета «Катя и принц Сиама» в Екатеринбургском оперном — в «ОГ» за 23 марта). Правда, сама история гораздо больше и драматичнее, нежели балетный сюжет.

— Я не знала деда. Он умер в 1920-м, в 37 лет, — рассказывает Нарисса через переводчицу, свою родственницу Марию Десницкую. — Бабушка Катя почила в возрасте 72 лет, но мне тогда было всего четыре года. Ни о какой истории любви никто из королевской семьи со мной не говорил. Ни тогда, ни позже. Только после смерти мамы ко мне, 15-летней, попали письма, фотографии бабушки Кати и деда Чакрапонга. Желание же написать книгу возникло и того позже. С возрастом. С пониманием. Когда я прикоснулась к тем немногим вещам, что остались от бабушки. Например, её дамской сумочке…

Нарисса писала книгу пять лет. По нынешним меркам — долго. Возможно, потому, что, обратившись к этой деликатной истории, хотела, сохраняя в описании всю правду, вместе с тем не задеть ничьего самолюбия. Даже после ухода из жизни главных героев. Ведь в реальной истории любви не было хэппи-энда в привычном представлении.

…Когда король Таиланда Рама V попросил Николая II

отнестись к принцу Чакрапонгу, обучавшемуся в императорском пажеском корпусе, как к сыну, это означало: ни в учёбе, ни в службе принц поблажек не получит. Так и было. Однако когда началась Русско-японская война и блестящий офицер принц Чакрапонг всем сердцем стремился на фронт, Николай II оказался непреклонен уже не как император, а как отец — не захотел рисковать жизнью приёмного сына. А киевская дворянка Катя Десницкая добровольно, сестрой милосердия, уехала на фронт. Они встретились и решили пожениться уже в 1905-м.

Да, был скандал в королевской семье: впервые в истории тайский подданный проявил своеволие в делах, касающихся короля. Было покровительство королевы и её мудрый совет Екатерине Десницкой — приняв тайские традиции в быту, в одежде, смягчить сердце короля Рамы. Оно и смягчилось — влюблённым больше никто не препятствовал. На этом, кстати, заканчивается история любви в балете (условия жанра предполагают ясный и лаконичный сюжет). За рамками либретто, сейчас — спектакля, остались подробности, да и вся дальнейшая судьба Кати и принца. В числе «подробностей», изумляющих по сей день, — рождение их сына. Чула родился 28 марта 1908 года — это был тот же день недели, час и почти та же минута, что и момент рождения самого Чакрапонга. Совпадение было воспринято как знак. Рама V

даровал маленькому Чуле титул принца крови, а заодно — право наследовать престол. Катя была произведена в герцогини одного из тайских городов, брак — официально утверждён. А дальше — визит Кати и Чакрапонга в Россию, радушная встреча Николая II со своим воспитанником и… на этом фортуна оставила их. «Нельзя так надолго, на полгода, оставлять мужа», — с улыбкой сожаления прокомментировала Нарисса разлуку деда и бабушки в 1917 году и то, что случилось потом. Чакрапонг в эти полгода познакомился с молоденькой тайской принцессой, а Катя… не смогла смириться с появлением «младшей жены».

— Судя по семейным преданиям, всю жизнь потом бабушка Катя не могла простить себе этого, — продолжает Нарисса. — Вскоре после их развода Чакрапонг заболел испанкой. Бабушка, имевшая медицинское образование и опыт сестры милосердия, верила, что могла бы спасти мужа, если бы была рядом. Если бы… Сознание этого камнем лежало на её душе до конца дней…

Превратности судеб. Превратности столкновения национальных традиций, особенно таких полярных. Европы и Азии. Снежного Петербурга и солнечного Бангкока. Казалось, исход союза Екатерины Десницкой и принца Чакрапонга был предрешён. Но удивительное дело: так много света от этой истории любви, сотканной из грёз, снов, ожиданий. Света, который смягчил «кровные различия» столь несхожих культур. Более того — породил их взаимный интерес.

Выпускник императорского пажеского корпуса, ротмистр Чакрапонг лично от Николая II получил чин полковника русской армии. Вернувшись домой, стал в Таиланде ближайшим советником своего отца, короля-реформатора. Привнёс в Сиам российскую систему государственного устройства, по образу России здесь были учреждены министерства образования, здравоохранения, юстиции, были преобразованы армия и полиция… Спустя десятилетия история в чём-то повторяется. Воспитанная в тайской и европейской культурах, Нарисса Чакрапонг любит Репина, интересуется Дягилевым, читает Толстого и Достоевского. Россия для неё «снега, соборы, «Евгений Онегин»…». Четвёртый раз приезжает в Россию, каждый раз — на несколько дней. В остальное время Россия — в грёзах, снах, ожиданиях. «Надо бы приехать на пару месяцев, чтобы подучить язык», — говорит она. Пока по-русски ей удаётся изъясняться односложно — «красивый», «хорошо», «устала», «спасибо».

Рассказав о собственном браке с иностранцем, англичанином, и о последовавшем неприятии этого союза королевской семьёй (совсем как в истории с дедом и бабушкой), Нарисса по-русски, по слогам, заключает: «Ни-че-го!». Интонационно это звучит почти как российское «Авось обойдётся…». Она надеется на это, хотя традиция «чистоты королевской крови» в Таиланде незыблема по-прежнему. Но времена меняются — взаимопроникновение культур способствует взаимопониманию, толерантности общества, в том числе и в таком деликатном вопросе, как межэтнические браки, тем более — браки с неравным социальным статусом супругов. Сама Нарисса Чакрапонг невольно своим личным примером, но главное — в своей профессиональной деятельности по мере сил способствует этому пониманию. Создатель экологического фонда в Таиланде, она ведёт ещё издательский бизнес. И здесь её основные предпочтения, приоритетная тема — экология культуры (буддизм, мировая история искусств и т.п.).

Книга Нариссы Чакрапонг «Катя и принц Сиама», изданная в 1994 году, — вода на ту же мельницу. Причём, как теперь ясно, с большим общественным резонансом. Сначала королевская семья прониклась идеей создания сценического произведения на основе документального «сюжета о любви». Потом российский композитор П. Овсянников получил от королевской семьи заказ на музыку к балету. А теперь вот уже — и премьера, несколько вечеров подряд собиравшая на прошлой неделе переполненный зал в Екатеринбургском оперном.

Не столичные российские сцены, а театр Урала — сознательный выбор королевской семьи Таиланда для постановки балета «Катя и принц Сиама». Урал — граница Европы и Азии, место сокральное, исторически сопрягающее европейскую и азиатскую культуры. Где же, как не здесь, и должен был родиться этот балет?! В перспективе — показ спектакля в Таиланде. И не только. Пока же внучка Екатерины Десницкой и принца Сиама Нарисса Чакрапонг, приехавшая в дни премьеры на Урал, попросила свозить её на границу Европы и Азии, чтобы одномоментно оказаться, постоять в двух частях света. Для неё это уникальный момент, когда наконец-то не надо выбирать, какой из частей света отдать предпочтение.

— А ещё, — уже не шутя, а достаточно серьёзно добавляет Нарисса, — счастлив тот человек, кому в судьбе его не пришлось выбирать между любовью и долгом… 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57