106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Хореографический роман о невымышленных героях

Ольга Розанова
09 мая 2011

Рождение балетного спектакля с либретто и музыкой, сочиненными нашими современниками, в последние годы стало событием исключительным. Если, к тому же, в нем представлены не вымышленные персонажи, а конкретные исторические лица, это случай и вовсе уникальный. Именно такой случай – балет «Катя и принц Сиама». Его герои имеют реальных прототипов – российскую дворянку Екатерину Десницкую и сына Таиландского (сиамского) короля Чакрапонга. На реальных событиях основана и фабула балета – история любви и замужества россиянки Кати и принца Сиама.

Казалось бы, вот сюжет, прямо таки созданный для балета: две совершенно различные страны – северная и южная, две культуры – европейская и азиатская, и герои, соединяющие эти далекие друг от друга миры. Как тут не вспомнить классическую «Раймонду», где также противостоят Европа и Восток? Почему же столь выигрышный сюжет долго оставался вне поля зрения российских хореографов? Потому что о нем просто не знали, пока в 1994 году не появился роман Э.Хантер и Н.Чакрапонг «Катя и принц Сиама».

Идея хореографической версии романа для показа на Международном фестивале музыки и танца, ежегодно проводимом в Бангкоке, принадлежала Королевской семье Таиланда, (к которой относится и одна из авторов книги), В создании спектакля – также по желанию заказчиков проекта – участвовали русские мастера: композитор Павел Овсянников и хореограф Андрей Петров. Мировая премьера балета «Катя и принц Сиама», исполненного артистами Кремлевского балета, состоялась несколько лет назад в Бангкоке. Российские зрители увидели балет весной этого года в Екатеринбурге, но это был уже совсем другой спектакль.

Инициатор новой постановки - директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин доверил ответственную работу петербургскому хореографу Василию Медведеву. Тот, в свою очередь, взял в сотрудники постановочную бригаду, с которой в 2008 году успешно осуществил ориентальный балет «Семь красавиц» ( Баку). Либреттист Яна Темиз (наша соотечественница, живущая в Турции) положила в основу балета лишь первую – счастливую часть романа. За «бортом» остались семейные неурядицы, разрыв супружества и неожиданно ранняя смерть принца, составившие фабулу спектакля А.Петрова. Там действие строилось как предсмертное воспоминание женщины в черном – вдовы принца. Рядом с «реальными» персонажами существовали фигуры аллегорические – три девушки в кокошниках и три юноши-сиамца. Проходя через весь спектакль, два танцевальных трио служили связкой между эпизодами из жизни героев, наглядно демонстрируя различие этносов и культур и их конечное соединение, а заодно восполняли ощутимую «недостаточность» декорационного оформления.

Медведеву аллегории не понадобились: ему хотелось показать необычную историю героев в подробностях, а через них представить богатство и своеобразие двух полярных культур. Двухактный балет построен как монтаж эпизодов, мгновенно переносящих действие из Таиланда в Россию и наоборот. Вот юный принц прибывает по приглашению Императора (так деликатно назван в программке Николай Второй) в Россию, выходит подышать воздухом на полустанке и видит в свете фар паровоза снег. Снега, разумеется, нет. Танцуют девушки-снежинки, взвеваемые порывами ветра. Не успевает Принц надивиться этому чуду, как его окружает ватага девушек и парней. Озорной танец-игра со снежками веселит героя. Но в следующем эпизоде ему – воспитаннику Пажеского корпуса – уже не до смеха. Один за другим проходят уроки танца, музыки, светских манер, военной подготовки. Высокую честь, нечасто оказываемую чужестранцам, необходимо оправдать, и юноша старается изо всех сил. Награда за успехи – приглашение во дворец на пышный бал. Торжественный полонез сменяет вольный вальс. В вихре танца сердцем Принца завладевает юная красавица, и вот они гуляют по набережным Петербурга, зачарованные волшебством белой ночи. Их сердца переполнены новым чувством, - об этом говорит поэтичное адажио героев. Но счастье длится недолго: влюбленных разлучает война. Тревожно лихорадочным ритмом финальной сцены перечеркивается безмятежность предшествующего. Второй акт полон драматического напряжения.

Терзаемый неведением о судьбе Кати, ушедшей на фронт сестрой милосердия, Принц томится в одиночестве (Монолог). И – счастье – девушка возвращается в целости и сохранности (адажио). Молодая пара венчается в церкви и отправляется в далекий Таиланд. Но здесь их поджидает новая напасть. Возмущенный самовольной женитьбой сына на иностранке, Император изгоняет из дворца Катю. Буря чувств поднимается в душе отвергнутой супруги, отчаяние сменяется решимостью бороться (монолог и танец огня). Неожиданная помощь приходит от Императрицы – добрая женщина вводит невестку в мир тайской культуры, естественно, на балетный лад - через танец . «Ключом» становится тайский веер. Подаренный Принцу родителями перед отъездом в Россию, он фигурировал как знак любви в сцене предложения Кате руки и сердца (отличный режиссерский ход!). Теперь веер чертит в воздухе узоры, показанные Императрицей (танцевальный диалог). Наставница довольна результатом, и у союзниц готов план действий. Однако свой план есть и у Императора: на балу во дворце Принцу представлена красивая знатная девушка. Но как ни старается она привлечь его внимание, Принц остается холоден. Зато всеобщее восхищение вызывает искусная танцовщица, лидирующая в тайском танце с веерами. Это избранница Принца Катя. Очарованный ею Император сменяет гнев на милость. Теперь ничто не мешает счастью молодой пары (лирический дуэт).

Даже краткий пересказ балета позволяет увидеть, как насыщен действием и танцем этот хореографический роман. К уже названным номерам нужно прибавить два экзотических дивертисмента: в первом акте - массовый тайский танец , русский танец и танец «будда» во втором - танец лотосов, тайское па де де, вариация Невесты и танец с веерами. Мастерство хореографа Медведева проявлено в том, как выстроено целое, как точно найдено место для небольших пантомимных сцен, прорежающих танцевальный поток, и в бесконечном разнообразии танцевальных композиций.

Союзником хореографа выступил художник Дмитрий Чербаджи. Быструю смену картин обеспечили вращающиеся трехгранные конструкции по сторонам сцены с изображением тайских и петербургских дворцов и несколько живописных панно на арьерсцене. Щедрость фантазии, тщательность исполнения декораций и костюмов, превратили спектакль в феерию красоты. Но разве красоты может быть слишком много?

Завидную изобретательность, помноженную на безошибочное чувство театра, проявил и композитор. В области симфонизации тайской музыки он выступил первопроходцем, сохранив своеобразную ритмику национальных танцев и разукрасив оркестр экзотической звукописью. Зато в родной – европейской - сфере торжествует мелос. Главное – музыка Овсянникова по-настоящему балетна, Пронизанная танцевальными ритмами, она крепко держит драматургический каркас спектакля, соединяя мозаику разножанровых эпизодов сквозной лирической темой любви героев. Достоинства партитуры высветил музыкальный руководитель постановки, главный приглашенный дирижер Екатеринбургского театра Михаил Грановский.

Творческое и, что случается не всегда, человеческое согласие авторов спектакля распространилось и на актеров. Труппа предстала единым организмом, где на равной высоте исполнители всех рангов – кордебалет, солисты, премьеры. Молодая, динамичная, технически сильная труппа, по праву может именоваться столичной, каковой она, в сущности, и является, ведь Екатеринбург – столица Урала. По справедливости, должны быть названы все исполнители (в императорских театрах так и делали), но имен артистов кордебалета нет в программке, поэтому назовем лишь солистов – участников премьерного спектакля. В массовом Тайском танце уверенно лидировали Анастасия Кержеманкина и Андрей Вешкурцев, в русском – Елена Трубецкова и Максим Гришенков; виртуозное тайское па де де с блеском исполнили Елена Соболева и Андрей Сорокин (все три номера на основе стилизованного классического танца). Сменив костюмы и актерские краски, Гришенков и Сорокин вместе с Трубецковой и Олесей Мамыловой преобразились в протагонистов придворного бала – упоительно жизнерадостных и элегантных. Бравого Генерала с тонким юмором изобразил обаятельный Илья Шитов; технически сложную роль Невесты принца с изяществом провела Алия Муратова; царственных особ с непоказным достоинством представили Владимир Кусакин и Надежда Шамшурина, Михаил Николаев и Марина Ковалева.

Заглавные роли исполнили звезда труппы Маргарита Рудина и начинающий солист Андрей Попов. Дуэт получился превосходный, оба казались созданными для образов своих героев. Рослый, видный Попов наделил Принца восточной деликатностью манер, подкрепленных легкостью танца с бесшумным прыжком. Даже скуластым лицом с миндалевидными глазами артист напомнил юношу восточных кровей. И разве он мог не влюбиться с первого взгляда в красавицу Катю? Обладая совершенной формой танца, Рудина достигла такого уровня мастерства, когда танец становится естественным как дыхание и может выразить любое чувство, а чувств этой талантливой актрисе не занимать. От ее героини - нежной и пылкой, растерянной и решительной – нельзя оторвать глаз. Ей веришь и симпатизируешь.

Премьера прошла с огромным успехом, а на следующих спектаклях главные и сольные партии исполнили другие артисты. Театр подготовил четыре состава ведущих танцовщиков, - такое случается нечасто. В этом заслуга ассистента постановщика Станислава Фечо, отряда репетиторов и главного балетмейстера театра Надежды Малыгиной.

С восторгом приняли спектакль и высокие зарубежные гости и, в частности, самая дорогая из них – принцесса Нариса Чакрапонг – потомок героев балета. Осталось поздравить всех создателей и участников спектакля, включая мастеров, изготовивших изумительные декорации и костюмы, и обязательно - директора театра Андрея Шишкина – инициативного, творческого, мудрого.

Ольга Розанова, историк и критик балета, кандидат искусствоведения,

доцент кафедры "Режиссура балета" Санкт-Петербургской

государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 ноября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57