106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Детектив? Это что-то вроде сонета...»

Ирина Клепикова, Областная газета
30 апреля 2011

Яна Темиз: от либретто балета «Катя и принц Сиама», поставленного на Урале, до «Призраков балета»

«Молодец» - говорю я себе и, прижав к груди, уношу с пресс-конференции в Екатеринбургском оперном, посвящённой премьере балета, ...два детективных романа. «Молодец» - без ложной скромности, заслуженное: что-то же тронуло в вопросах от «ОГ» Яну Темиз, если после пресс- конференции она подошла именно ко мне и подарила свои романы. «Призраки балета» и «Сад камней». «Как? Неужели? Почему - детективы?..». Завязывается даже что-то вроде интервью. Уже не о балете - о литературе.

Но до премьеры - считанные часы, а Яне улетать сначала в Москву, потом - домой, в Турцию - и мы договариваемся об интервью по электронке.

И вот - пожалуйста: вопросы - с Урала, ответы, специально для «ОГ» - из турецкого Измира.

-Либретто балетов.. Детективы.. А ещё, оказывается, вы - автор оригинальных учебных пособий по литературе Поступая на филфак МГУ предполагали для себя писательскую карьеру?

-Нет, тогда я не думала, что буду писателем, хотя постоянно, с детства, что-то писала. Я ведь выросла среди книг: отец был библиофилом, книги были в доме повсюду, все постоянно читали, и мне казалось, что всё уже написано - вся мировая литература. Я с каким-то недоверием и скептицизмом относилась к современным писателям: как можно писать после, допустим, Толстого? Думала, что буду профессиональным читателем, филологом, буду преподавать, и изо всех сил запрещала себе сочинять каких-то людей, выдумывать сюжеты, записывать диалоги и рифмы - писала только о чужом, о прочитанном. Однако писательство рвалось наружу и оказалось сильнее меня и моих представлений о том,

что должно и нужно делать. В один прекрасный момент в моём учебном пособии вдруг появились и зажили собственной жизнью придуманные персонажи, и я поняла, что пропала, и стала создавать этот вымышленный, параллельный мир.

-После нашего знакомства в оперном первым делом взялась за «Призраков балета». Естественно! Потом в Интернете нашла ваше блестящее эссе «ОНИ всегда делают ЭТО, или руководство к бездействию». У вас замечательный язык, тончайший юмор, образование, позволяющее основываться на базовых для культурного человека ценностях - как вас «вынесло» на детективы? На литературу типа «Рекомендовано для отдыха в Турции»?

-Эта рекламная надпись на моей книге «Рай на земле», как и весёленькая обложка, была сделана без моего ведома и в итоге сослужила плохую службу издателям. Книгу купили вовсе не те, кому она могла бы понравиться: в том детективе нет стрельбы, беготни, вездесущей дамы-сыщицы, это не модный сейчас «иронический» детектив, и написан он неторопливо и не упрощённо. Да и вообще, как известно, «все жанры хороши, кроме скучного», и я не считаю, что какой-то отдельный жанр можно пренебрежительно считать второсортным или лёгким чтивом. Тогда таковыми можно признать и любовные романы, и исторические, и фантастические - какие угодно. Жанр не виноват. Всё зависит от автора.

А почему я стала писать детективы... Знаете, это ведь непростой жанр: всё в сюжете и системе персонажей должно быть связано и увязано, действие подчинено одной задаче, у автора нет такой свободы, как в обычном романе. Это что-то вроде сонета, который пишется по определенным и довольно строгим канонам. Мне было интересно поиграть в эту игру. Я написала уже семь детективов, изданы пока только три из них, пять составляют классическую серию с одним и тем же сыщиком.

-Авторы детективов обычно черпают сюжеты из конкретных следственных, судебных дел. А вы - где?

-Я всё придумываю. Не пишу о том, чего не знаю, но и реальных сюжетов не беру. Не знаю, почему: наверно, мне было бы тесно в1 чужом сюжете, не было бы ощущения свободы творчества.

-«Что написано пером, не вырубишь топором». Не хотелось ли когда-либо, уже после выхода книги, что-то изменить в сюжете, героях?

-Нет, никогда. Я и в жизни никогда не жалею о том, что и как сделала. Если мне кажется, что что-то было написано не так, то я просто сажусь писать следующую книгу - и могу написать её совсем по-другому.

-Интересно: а как читатель вы отнесли бы себя к поклонникам детективного жанра? Если «да» - кого из «коллег» любите читать?

-Люблю классические психологические детективы: чтобы была и загадка, и такой художественный мир, в котором хотелось бы жить, и чтобы он был хорошо написан... В общем, у меня к этому жанру те же требования, что и к литературе в целом. Из современных авторов

мне нравятся Элизабет Джордж, Вэл Макдермид ,Артуро Перес- Реверте, Фред Варгас. А из российских - Полина Дашкова, Елена Афанасьева, некоторые романы Виктории Платовой.

-Кроме Детективов вы пишете ещё романы. Не секрет - о чём?

-Один из них довольно занятный: это продолжение «Анны Карениной», причём текст составлен из кусочков разных произведений, и сделано это без всякой насмешки, а совершенно всерьёз. Я назвала этот стиль «пэч- ворк»: из лоскутков же шьют прекрасные вещи, почему бы и писателям не попробовать?

Но я пишу и просто рассказы. Придумала, например, книгy рассказов о турецкой кухне, где каждый рецепт вписывается в рассказ о любви. Там сквозной сюжет: герои отдельных новелл на самом деле едины и проживают одну жизнь - от знакомства и зарождения любви к браку и рождению детей, через ссоры и радости, через трудности и отношения с родными до старости и воспоминаний... Наверно, эпиграфом к этой книге будет чеховское: «В жизни люди обедают, только обедают, а в это время решаются их судьбы и разбиваются сердца».

-Роман в нынешнем литературном контексте - редчайший жанр. Как вы считаете - не обречён ли он на умирание из-за суетности жизни человека XXI века?

-Надеюсь, что нет. Мне кажется, всегда будут люди, которым в радость читать длинные тексты. И роман, мне кажется, переживёт нас. А может быть, эпопеи даже будут модны: сейчас же все любят бесконечные сериалы, а молодёжь выросла на довольно толстом «Гарри Поттере» и осилила, как говорят в Интернете, эти «многабукф».

-Теперь, когда я уже немного знаю ваши сочинения, ваш язык, не сильно удивляет псевдоним «ехидна». Соответствует! И всё же - откуда, как и почему он возник?

-Много лет работаю колумнистом русско-турецкого журнала-и вот в своих рассказах о жизни в Турции я как-то случайно сказала, что у меня есть внутренняя ехидна. Потому что без неё в Турции не выжить. И началась такая игра: вот как вижу я, а вот что говорит моя ехидна. Этот образ всем понравился, ведь у каждой женщины есть своя ехидна, не так ли? Мои статьи стали читать в Интернете, и ехидна занимала в них всё больше места. А когда я начала вести собственный блог, то так его и назвала: ya_exidna, причем «Я» здесь от имени, а вовсе не потому, что ехидна - это я. Скорее, это моё второе «я».

-Не могу не спросить о балете «Катя и принц Сиама». Ведь он нас познакомил. Каким образом вышли на вас с предложением написать либретто? Это, надо понимать, был не случайный выбор?

-Либреттистом стала - как получается всё самое главное и важное в нашей жизни - совершенно случайно и при этом абсолютно логично и закономерно, как будто иначе и быть не могло. Словно в сказке: «жила-была» и «однажды, вдруг». Я жила-была в Измире, писала свои романы, преподавала, организовала английский театр для детей - а мои дочери занимались балетом, и в связи с этим я много общалась с русскими хореографами и балетными педагогами, помогая им в качестве переводчика. Однажды, вдруг меня попросили: а напиши-ка либретто для балета. Я удивилась, но... у меня такой характер: никогда не отказываюсь ни от какой работы. Да и в балете я не чужая: десять лет танцевала в балете на льду. Я написала слова «Действующие лица» и «Акт первый» - и вдруг увидела, как открывается занавес, услышала звуки музыки и оказалась там, в ещё не существующем балете. Описала декорации, установила свет, сочинила танцы и сцены... Тот балет нигде не поставлен, но в Измир совершенно случайно приехал балетмейстер из Петербурга. Оказалось, что в Петербурге мы жили на одной улице, что его мама обожает детективы, а я их пишу... «А либретто вы можете?» - «Конечно, уже пробовала, вот, посмотрите!». Слово за слово-и тот хореограф дал мне интервью для журнала, а меня попросил написать не что-нибудь, а новое либретто для балета Кара Караева «Семь красавиц». И премьера состоялась. В этом году тот балет был показан в Большом театре, а мы с Василием Медведевым продолжили наше сотрудничество. И появился екатеринбургский балет «Катя и принц Сиама».

-Либретто - уникальный литературный жанр. Надо словами описать то, что в спектакле будет выражено исключительно в жестах.

-В этом и сложность. Например, известно, что в реальности принц Сиама, делая предложение Екатерине Десницкой, грустно и почти безнадёжно спросил: «Вы, конечно, не любите электрические вентиляторы?». Представляете подтекст? «В Таиланде жарко, без вентилятора там не обойтись, ты поедешь со мной, любимая?».

Но как это станцевать? Тогда я и придумала веер, который лейтмотивом проходит через сюжет. Он и стал деталью либретто, говорящей даже больше, чем слово. 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 ноября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57