105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Театральные кассы

 
 

Заказ билетов по телефону

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 

Состав актеров

 
 

Зал схемой с кодами

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
30 апреля 2017 (вс) – К юбилею Лилии Воробьёвой _ «Тщетная предосторожность»


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  02 марта 2017
Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета «Пассажирка» М.Вайнберга и «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева – участники Свердловского областного фестиваля «Браво!»

 
  подробнее...  
  01 марта 2017
"Спектакль «Пассажирка» в постановке Тадэуша Штрасбергера — представил фундаментальную работу театра над сложнейшим музыкальным материалом"

Ирина Муравьева о гастролях «ПАССАЖИРКИ» в Москве для РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  09 февраля 2017
10 февраля 2017 в 16:00 в Зимнем саду Новой сцены Большого Театра России состоялась Пресс-­конференция международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возращение».

От Екатеринбургского театра участие принял директор и куратор проекта "Пассажирка" Андрей Шишкин

 
  подробнее...  
  19 января 2017
Международный Форум «Композитор Мечислав Вайнберг. Возвращение»

Театр готовится принять участие в Международном Форуме «Мечислав Вайнберг. Возвращение. 1919–1996. К 100 летию со дня рождения», посвященный жизни и творчеству композитора.

 
  подробнее...  
  23 декабря 2016
Главные события, ожидаемые в 2017 году

 
  подробнее...  
  18 ноября 2016
Екатеринбургский театр объявляет о масштабных гастролях в Москву

Гастроли пройдут с 14 по 20 февраля 2017 года. В столицу выезжает опера, балет, оркестр, хор и администрация – всего более 350 человек, и это рекордное количество участников.

 
  подробнее...  
  12 октября 2016
Иностранные СМИ о премьере оперы "Пассажирка"

 
  подробнее...  
  26 августа 2016
"Пассажирка" - главная премьера нового сезона

На репетициях оперы побывали журналисты

 
  подробнее...  
  09 августа 2016
Коллектив театра вернулся из отпуска и вплотную приступил к выпуску нового спектакля – оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка».

После нескольких дней музыкальных репетиций с дирижером-постановщиком Оливером фон Дохнаньи оперная труппа встретилась с режиссером Тадэушем Штрасбергером, который познакомил артистов с концепцией будущего спектакля и озвучил ключевые моменты, от которых собирается оттолкнуться в работе.

 
  подробнее...  
  06 мая 2016
4 мая 2016 в рамках проекта «М. Вайнберг. «Пассажирка». Первая театральная постановка оперы в России» в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского состоялась творческая встреча с композитором Александром Чайковским

 
  подробнее...  
  25 апреля 2016
Встреча с композитором Александром Чайковским

4 мая 2016 в рамках проекта «М. Вайнберг. «Пассажирка». Первая театральная постановка оперы в России» в Уральской государственной консерватории им. Мусоргского состоится творческая встреча с Александром Чайковским.

 
  подробнее...  
  14 апреля 2016
Презентация международного проекта "Моисей Вайнберг. "Пассажирка". Первая театральная постановка оперы в России"

13 апреля журналистам и широкой публике Екатеринбурга был представлен международный проект

 
  подробнее...  
  20 ноября 2015
Тадэуш Штрасбергер посетил Варшаву, Краков и Аушвиц-Биркенау

В сентябре 2015 в Польше по приглашению Института Адама Мицкевича побывал режиссер и художник новой постановки оперы «Пассажирка» Тадэуш Штрасбергер. Он посетил Варшаву, Краков, Аушвиц-Биркенау, Музей истории польских евреев «Полин» в Кракове, встречался с П. Поторочиным, А. Ласковским, сотрудником Института Адама Мицкевича Е. Домбковской

 
  подробнее...  
  20 ноября 2015
Встреча с Зофией Посмыш (видео)

По итогам встречи в Варшаве А. Шишкина и А. Устинова с Зофией Посмыш — узницей концлагеря Освенцим, польской писательницей и сценаристом, автором радиопьесы и повести «Пассажирка из каюты 45», на основе которой было написано либретто оперы «Пассажирка» была существлена видеозапись встречи и интервью.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  20 апреля 2017
Перекличка живых и мёртвых
Людмила Лаврова, Санкт-Петербургский музыкальный вестник
Екатеринбургский театр оперы и балета (ЕТ), который в 2016 году первым в России создал сценическую версию оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга «Пассажирка», представил ее на Новой сцене Большого театра, а Московская «Новая опера» (НО) показала свою премьерную постановку этой оперы. Режиссеры — Тадэуш Штрасбергер (ЕТ) и Сергей Широков (НО). Дирижеры-постановщики — Оливер фон Дохнаньи (ЕТ) и Ян Латам-Кениг (НО).
   
  подробнее...    
  27 марта 2017
«Пассажирка» Вайнберга: из Екатеринбурга в Москву
Татьяна Яковлева, Belcanto.ru
Кирпичные печи. Горы вещей и пыльных калош. Черная стена для расстрела. Вновь и вновь прибывают люди, бормоча: «Из тюрьмы можно выйти на волю, с каторги можно вернуться, а твои ворота только впускают, Освенцим». Екатеринбургский театр погрузил Новую сцену Большого театра в мир польского лагеря Смерти.
   
  подробнее...    
  27 февраля 2017
Возвращение Вайнберга и встреча двух "Пассажирок" в Москве
Дарья Письменюк, Блог журнала "Сноб"
Во всем мире поднялась волна интереса к творчеству Вайнберга, и вот в последние годы это цунами, пускай с некоторым опозданием, докатилось до России – сезон 2016/2017 проходит под знаком его музыки. Пальма первенства принадлежит Екатеринбургу – тамошняя постановка «Пассажирки», первая на российской сцене, стала частью большого проекта, в рамках которого проходили также концерты симфонических и камерных сочинений Мечислава Самуиловича.
   
  подробнее...    
  21 февраля 2017
Женщина и броневик
Ирина Муравьева, Российская газета
Екатеринбургский театр оперы и балета показал в Москве свои лучшие работы. Две работы прошлого сезона, привезенные Екатеринбургским театром оперы и балета в Москву, участвуют в конкурсе "Золотой маски" - "Кармен" Жоржа Бизе (постановка Александра Тителя) и "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева в хореографии Вячеслава Самодурова. Третий спектакль, ставший российской театральной премьерой "Пассажирки" Мечислава Вайнберга,показали в программе Международного форума "Мечислав Вайнберг. Возвращение".
   
  подробнее...    
  13 января 2017
«Пассажирка» - песни смерти и раскаяния
Наталия Курюмова, Петербургский театральный журнал
В одной из подглав своей «Негативной диалектики», так и названной – «После Освенцима», Теодор Адорно написал еще на рубеже 1950-х – 1960-х: «Триумфальная победа и поражение культуры состоит в том, что все забывается». Только что вошедшая в репертуар Уральской оперы «Пассажирка» стала не только и не столько очередным эстетическим блюдом для поклонников самого элитарного театрального жанра, но социально значимым жестом.
   
  подробнее...    
  09 ноября 2016
Пассажирка из прошлого
Дмитрий Морозов, Музыкальная жизнь
В Екатеринбурге прошла российская сценическая премьера "запрещенной" оперы Мечислава Вайнберга
   
  подробнее...    
  03 ноября 2016
Эхо и пепел в океане времени
Екатерина Шакшина, Культура Урала
«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…» Слова Поля Элюара, французского поэта, участника Сопротивления в годы Второй мировой войны, — эпиграф к опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Они звучат голосами и музыкой в ее первой российской театральной постановке Екатеринбургского театра оперы и балета. Этой российской и международной премьерой театр открыл свой 105-й сезон.
   
  подробнее...    
  07 октября 2016
ТАДЕУШ ПРАВ!
Ая Маркова, Петербургский театральный журнал
«Пассажирка». М. Вайнберг. Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. Режиссер, сценограф и художник по свету Тадеуш Штрасбергер, дирижер Оливер фон Дохнаньи.
   
  подробнее...    
  03 октября 2016
ПЕПЕЛ ОСВЕНЦИМА СТУЧИТ В СЕРДЦЕ
Гюляра Садых-заде, Опера+
После невероятного репертуарного прорыва – постановки «Сатьяграхи» Филипа Гласса – Екатеринбургский театр оперы и балета вновь удивил нетривиальным выбором премьерного названия. «Пассажирка» Мечислава Вайнберга, написанная почти полвека тому назад, впервые поставлена на отечественной оперной сцене – и не в Москве или Петербурге, а на Урале.
   
  подробнее...    
  29 сентября 2016
С широко закрытыми глазами
Мирина Гайкович, Независимая газета
Премьера оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» прошла в Екатеринбурге под титулом «первая постановка в России». Но еще более примечательна она тем, что вписана в большой проект, посвященный возвращению музыки Вайнберга в контекст российской концертно-театральной жизни и нацеленный не только на практику (исполнение), но и научное осмысление фигуры и творчества композитора.
   
  подробнее...    
  28 сентября 2016
В Екатеринбургском оперном театре поставили «Пассажирку» Вайнберга
Екатерина Кретова, Московский Комсомолец
Премьера оперы Моисея/Мечислава Вайнберга «Пассажирка» состоялась в Екатеринбургской опере. Это первое в России сценическое воплощение выдающейся партитуры «композитора трех народов», незаслуженно забытого, но в последнее десятилетие возвращающегося к слушателям. Увы, посмертно: Вайнберг, еврей, родившийся в Польше, живший в СССР и умерший в России в 1996 году, не дожил до своего триумфального камбэка на мировой музыкальный олимп.
   
  подробнее...    
  27 сентября 2016
Екатеринбургский реквием. Первая театральная постановка «Пассажирки» Вайнберга в России
Игорь Корябин , OperaNews.ru
Сюжет оперы попеременно разворачивается в двух разновременных измерениях – на трансатлантическом лайнере в начале 60-х годов XX века и в 1944 году в Освенциме. Воплотить такой сюжет в театре полностью реалистично практически невозможно, поэтому постановщики пошли по пути воссоздания островков реализма, которые не просто последовательно сменяют друг друга на сцене, но и существуют параллельно, вторгаются друг в друга. Настоящее не хочет отпускать прошлое, а прошлое, возможно, и хочет быть забытым, но уже не может, и это очень хорошо прослеживается в спектакле. Лиза, бывшая эсэсовка, надзирательница Освенцима, плывет в Бразилию со своим мужем Вальтером, немецким дипломатом, получившим новое назначение. Идиллия нарушается тем, что на этом же лайнере плывет и Марта, бывшая узница Освенцима, встретив которую, Лиза в паническом страхе за свое с Вальтером будущее признается мужу в том, что скрывала от него долгие годы.
   
  подробнее...    
  26 сентября 2016
Музыка после Освенцима: почему «Пассажирка» Вайнберга нужна в современной России
Сергей Медведев, Forbes
История постановки этой оперы, премьера которой состоялась на днях в Екатеринбурге, очень точно отражает сложные отношения государства и общества с исторической памятью в советской и постсоветской России
   
  подробнее...    
  26 сентября 2016
Перед зеркалом
Илья Овчинников, The New Times
В Екатеринбургском театре оперы и балета впервые в России поставили оперу Мечислава Вайнберга «Пассажирка» о случайной встрече выжившей узницы Освенцима с бывшей надзирательницей. Театр можно поздравить с победой, а публику — с возможностью услышать одну из важнейших опер нашего времени и с серьезным разговором об исторической памяти.
   
  подробнее...    
  23 сентября 2016
Добро и зло неравнодушны
Юлия Бедерова , Коммерсант
Опера Мечислава Вайнберга на либретто Александра Медведева "Пассажирка", написанная в Советском Союзе в 1968 году по одноименной повести Зофьи Посмыш, посвященной жертвам нацизма и холокоста, стала одним из главных оперных открытий в Европе в 2000-х. А теперь и закономерной сенсацией в России. Спектакль Екатеринбургского оперного театра (режиссер Тадэуш Штрасбергер, дирижер Оливер фон Дохнаньи) тщательно пересказывает партитуру театральным языком и доносит до зрителя детали всех событий. О первом знакомстве "Пассажирки" с российской сценой и публикой рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.
   
  подробнее...    
  22 сентября 2016
У старых грехов длинные тени
Евгения Кривицкая, Культура
В Екатеринбурге состоялась российская премьера оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга.
   
  подробнее...    
  21 сентября 2016
«Пассажирка» в Екатеринбурге: впечатляющая опера, которую должны запомнить
Дэвид Карлин, Музыкальный портал «Bachtrack»
Основные события «Пассажирки» Мечислава Вайнберга разворачиваются в Аушвице (Освенцим). Основой для оперы послужила радиопьеса, написанная бывшей узницей лагеря Аушвиц Зофьей Посмыш и позднее ставшая фильмом и повестью. Это опера о выборе между памятью и забвением свершившегося зла – преступной вины и боли тех, кто выжил. Новая постановка Тадэуша Штрасбергера в Екатеринбургском театре оперы и балета предлагает нам заглянуть в эту бездну глазами двух персонажей: Марты (это, несомненно, сама Посмыш), которая хочет помнить, и Лизы, которая предпочла бы забыть свое прошлое надзирательницы-эсэсовки.
   
  подробнее...    
  21 сентября 2016
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПОСТАВИЛИ ОПЕРУ ПРО ОСВЕНЦИМ
Майя Крылова, Театрал
«ПАССАЖИРКА»: ВАЛЬС ИЗ АДА
   
  подробнее...    
  21 сентября 2016
Нота памяти
Александр Сабов , Огонёк
Свой 105-й сезон Екатеринбургский театр оперы и балета открыл на прошлой неделе оперой "Пассажирка" Мечислава Вайнберга. Премьера стала уникальным проектом — с участием Института Адама Мицкевича в Варшаве, краковского Центра толерантности, Мемориального комплекса Аушвиц-Биркенау, Большого театра... Остается понять: готовы ли мы к той дискуссии о "лагерной музыке", которую этот проект подразумевает?
   
  подробнее...    
  21 сентября 2016
Из концлагеря — с любовью
Анна Гордеева, Лента.ру
Имя Моисея Вайнберга незнакомо людям, не интересующимся классической музыкой, но мелодии его слышали все — если не в фильмах «Летят журавли», «Последний дюйм» и «Укротительница тигров», то уж точно в мультиках про Винни-Пуха и не сумевшего отдохнуть на каникулах Бонифация. Меж тем у Вайнберга есть не только два десятка симфоний, изредка исполнявшихся в советское время, но и главный опус — опера «Пассажирка», с момента появления попавшая под негласный запрет. Полвека спустя после сочинения ее впервые поставили в российском театре. И на сцене Уральской оперы задымили трубы Освенцима и зазвучала музыка, которую Шостакович называл шедевром.
   
  подробнее...    
  21 сентября 2016
«Пассажирка» М.Вайнберга – уникальная премьера в Екатеринбургской опере
Наталия Иванчук, Сайт Польского общества «Полярос»
Без преувеличения можно сказать, что 2016 год стал открытием музыки Мечислава Вайнберга в России, причем у Екатеринбурга в этом плане оказалась особая миссия.
   
  подробнее...    
  20 сентября 2016
Началась сценическая жизнь "опальной" оперы Вайнберга
Валерий Кичин, Российская газета
Это прозвучало очень мощно: когда мир раскалился мрачным предчувствием, с оперной сцены напомнили о том, что многие уже воспринимают чисто теоретически. Что такое война не в кино, а в реальности. Что такое отчаяние. И как людей пытали унижением. Как развращает власть одного над другим. И как больно в таких условиях оставаться человеком.
   
  подробнее...    
  20 сентября 2016
Бессмертный барак
Екатерина Бирюкова, Colta.ru
В РОССИИ ВПЕРВЫЕ ПОСТАВИЛИ ОПЕРУ МЕЧИСЛАВА ВАЙНБЕРГА ПРО ОСВЕНЦИМ
   
  подробнее...    
  19 сентября 2016
Екатеринбургская "Пассажирка": пронзительный рассказ о Второй мировой
Анна Кочарова, РИА Новости
Екатеринбургский театр оперы и балета поставил оперу композитора Моисея Вайнберга "Пассажирка" об ужасах Освенцима. И эта премьера — гораздо больше, нежели просто новый, хороший спектакль.
   
  подробнее...    
  19 сентября 2016
В Екатеринбурге поставили оперу «Пассажирка» Мечислава Вайнберга
Гюляра Садых-заде, Ведомости
В ней бывшая надзирательница Освенцима встречается в круизе с бывшей заключенной
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / ПАССАЖИРКА

  М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА
  Опера в двух действиях


Ближайшие спектакли
    07 мая 2017 (вс) в 18:00Состав
    30 июня 2017 (пт) в 18:30

МЕЧИСЛАВ (МОИСЕЙ) ВАЙНБЕРГ. «ПАССАЖИРКА»

 

Первая театральная постановка оперы в России

Екатеринбургский театр оперы и балета

Премьера 15, 16,17,18 сентября 2016

 

ФТОГАЛЕРЕЯ

 

Подробнее о проекте читайте на сайте: http://passenger.uralopera.ru/

Возрастная категория 16+

 

Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996)

Опера «Пассажирка» ор. 97 (1967–1968) в 2 актах, 8 картинах с эпилогом

 

Либретто Александра Медведева по повести Зофьи Посмыш

Памяти жертв Освенцима

«Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем» (Поль Элюар)

 

Постановщики:

Дирижер — Оливер фон Дохнаньи (Словакия)

Режиссер, сценограф и художник по свету — Тадэуш Штрасбергер (США)

Художник по костюмам — Вита Цыкун (США)

Хормейстер-постановщик – Анжелика Грозина

Балетмейстер-постановщикзаслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина

 

Действующие лица и исполнители:

Узники Освенцима:

МАРТА, полька, в Освенциме – 19 лет, на корабле – 34 года (сопрано) - Елена Дементьева, Наталья Карлова, Виктория Новикова, Ольга Пешкова;

ТАДЕУШ, жених Марты, 25 лет (баритон) - Юрий Девин, Александр Кульга, Алексей Миронов, Дмитрий Стародубов;

КАТЯ, русская партизанка, 21 год (сопрано) – Наталья Мокеева, Ольга Тенякова;

КРИСТИНА, полька, 28 лет (меццо-сопрано) –  Екатерина Нейжмак, Ирина Куликовская;

ВЛАСТА, чешка, 20 лет (меццо-сопрано) - Ирина Куликовская, Светлана Пастухова;

ХАНА, еврейка, 18 лет (контральто) – Татьяна Никанорова, Светлана Пастухова;

БРОНКА, чешка, 50 лет (контральто) - Александра Куликова, Татьяна Никанорова;

ИВЕТТА, француженка, 15 лет (сопрано) - Ольга Вутирас, Наталья Мокеева, Олеся Степанова;

СТАРУХА (сопрано) –  Любовь Шевченко, Надежда Шляпникова;

ЛИЗА, немка, в Освенциме – 22 года, на корабле – 37 лет (меццо-сопрано) – Надежда Бабинцева, Ксения Ковалевская, Надежда Рыженкова;

ВАЛЬТЕР, ее муж, дипломат, 50 лет (тенор) -  Евгений Крюков, Владимир Чеберяк, Дмитрий Розвизев;

ПЕРВЫЙ ЭСЭСОВЕЦ (бас) – Михаил Коробейников, Алексей Семенищев, Владислав Трошин;

ВТОРОЙ ЭСЭСОВЕЦ (бас) – Гарри Агаджанян,  Андрей Решетников;

ТРЕТИЙ ЭСЭСОВЕЦ (тенор) – Кирилл Матвеев, Николай Любимов;

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР (бас) – Гарри Агаджанян, Андрей Решетников, Александр Колесников.

 

Драматические актеры:

Старшая надзирательница

Капо в женском бараке

Стюард

Заключенные в Освенциме, пассажиры и команда корабля

 

Кураторы проекта:

Андрей Шишкин, директор Екатеринбургского театра оперы и балета

Андрей Устинов, главный редактор Национальной газеты «Музыкальное обозрение»

 

Партнеры проекта:

Институт Адама Мицкевича в Варшаве;

Издательство «DSCH» («Дмитрий Шостакович»);

ВГТРК Культура;

Радиостанция «Орфей»;

Cultura.pl;

Свердловская областная организация Союза кинематографистов России;

Уральская государственная консерватория им. М.П.Мусоргского;

Свердловский академический театр драмы.

 

Консультант проекта с польской стороны:

Александр Ласковский - музыковед и журналист, руководитель отдела экспертов Института Адама Мицкевича в Варшаве, руководитель пресс-центра XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (2011), соведущий программы «Институт Адама Мицкевича в гостях у радио “Орфей”

 

Научные консультанты:

Дмитрий Абаулин - музыкальный критик, зав. литературной частью МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко;

Екатерина Ключникова - музыковед, критик, кандидат искусствоведения, обозреватель газеты «Музыкальное обозрение».

 

Официальный пресс-агент проекта — Национальная газета «Музыкальное обозрение»

 

Достигнуты договоренности со всеми правообладателями.

Право на исполнение оперы, нотный материал, либретто предоставлены:

© Peermusic Classical, New York & Hamburg

Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996). Опера "Пассажирка" ор. 97 (1967–1968). Либретто Александра Медведева по повести Зофьи Посмыш.

 

Об опере

Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» М. Вайнберга. Трижды слушал ее, изучал партитуру, и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по форме и стилю произведение. И, добавлю, остро современное по теме. Нравственные идеи, положенные в основу оперы, ее духовность, гуманизм не могут не волновать слушателей.

На обсуждении «Пассажирки» в Союзе композиторов один из музыкантов сказал, что опера написана кровью сердца. Слова эти могли бы показаться высокопарными, но в данном случае были и уместны, и справедливы. Сама жизнь, судьба М. Вайнберга словно повелели ему так высказаться. Музыка оперы потрясает своим драматизмом. Она ярка и образна, в ней нет ни одной «пустой», безразличной ноты. Все пережито и осмыслено композитором, все выражено правдиво, страстно.

Я воспринимаю эту оперу, как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей, противостоящих самому страшному в мир злу, имя которому – фашизм. У М. Вайнберга и раньше были сочинения, посвященные борьбе с фашизмом. «Пассажирка» - важный этап творческого развития композитора. Многие предшествующие работы подводили его к этой вершине.

В качестве эпиграфа к опере авторы взяли слова французского поэта-коммуниста Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем». Обращение к памяти, а значит и к совести каждого из нас, полно глубокого смысла. Чтобы ужасы прошлого никогда не повторились, мы должны помнить об этом прошлом, свято хранить память о тех, кто в годы войны отдал свои жизни за нашу жизнь и свободу.

Опера написана по одноименной повести польской писательницы Зофьи Посмыш. Переведенная на многие языки, эта талантливая повесь уже была воплощена на радио и телевидении, в театре и кино. Теперь пришло время ее воплощения и в музыке.

Композитор и либреттисты, сохранив сюжетную канву повести, существенно развили действие, ввели новых персонажей, новые мотивы и ситуации. Сделано это тактично, с пониманием специфики музыкальной драматургии. Вот пример: один из героев повести, Тадеуш, наделен в опере профессией музыканта. Казалось бы, совсем небольшая подробность. Однако, с нею пришла в оперу тема искусства, столь обогатившая идейную суть произведения, и она же позволила авторам создать сцену концерта в Освенциме, ставшую кульминацией оперы. В этой сцене нет слов, звучит только музыка. Именно музыка подводит итог духовному поединку надзирательницы Лизы с Мартой и Тадеушем, поединку, который Лиза проигрывает. Обреченному на смерть Тадеушу приказано сыграть на скрипке пошлую мелодию и усладить ею слух коменданта лагеря – Тадеуш в ответ играет «Чакону» Баха. К солирующему инструменту присоединяется оркестр, еще более возвышая звучание бессмертной музыки. Трудно передать словами трагическую силу этой сцены.

Драматизм содержания не помешал авторам создать и лирические эпизоды, покоряющие своей нежностью, чистотой. Назову чудесный дуэт Марты и Тадеуша с его завораживающей фразой «сыграй, сыграй для меня»; сцену, где женщины-узницы мечтают о том, что с ними будет после войны; песню «Долина-долинушка», которую поет русская девушка Катя, и сцену урока французского языка, когда юная Иветта и старая крестьянка Бронка бесконечно повторяют единственное и такое емкое слово в Освенциме, слово «жить»: я живу, ты живешь, она живет….

Я радуюсь тому, что печатный клавир «Пассажирка» выходит в свет. Радуюсь возможности еще раз сказать доброе слово об опере, которую я люблю и в судьбу, которой верю.

Д. Шостакович

Москва, Сентябрь, 1974 год.

 

Краткое содержание

Первое действие

Начало 1960-х. Трансатлантический лайнер

Лиза плывет в Бразилию со своим мужем — немецким дипломатом Вальтером. На палубе она замечает пассажирку, похожую на ее давнюю знакомую Марту, которую она считала умершей. Лиза настолько встревожена нахлынувшими воспоминаниями, что признается мужу, что она была надзирательницей СС в Освенциме. Вальтер опасается дипломатического скандала. Лиза просит стюарда выяснить, кто эта женщина и откуда она. Узнав, что пассажирка – британская подданная, супруги успокаиваются и идут на танцы в бальный зал.

1944. Концентрационный лагерь Освенцим

Мучительные переживания прошлого не дают Лизе покоя. Она вспоминает Освенцим, жестокость своих приятелей офицеров СС. Среди заключенных – та самая Марта. Лиза назначает ее своей помощницей, чтобы контролировать других заключенных.

Kaпo находит записку на польском языке, Марте приказано ее перевести. Марта понимает, что это сообщение от членов сопротивления, и намеренно читает его как любовную записку своему жениху Тадеушу.

Снова на корабле. Лиза рассказывает Вальтеру, как трудно было обращаться с заключенными уважительно, когда они бессовестно врали своим завоевателям.

Второе действие

Концентрационный лагерь Освенцим

Тадеуш — скрипач, также узник Освенцима. Он должен сыграть любимый вальс для приехавшего в лагерь коменданта СС. Тадеуш приходит на склад, чтобы забрать скрипку из конфискованных вещей новоприбывших заключенных, и там неожиданно видит Марту, свою невесту. Они счастливы встрече, вспоминают свою жизнь до лагеря. Их прерывает Лиза, но в нарушение распорядка позволяет Тадеушу и Марте поговорить наедине.

В мастерской Тадеуш изготавливает ювелирные украшения для офицеров СС. На одном из медальонов Лиза замечает изображение Мадонны с лицом Марты. Она предлагает Тадеушу снова встретиться с Мартой, но тот отказывается, не желая оставаться перед Лизой в долгу.

У Марты день рождения, ей исполняется 20 лет. Лиза вызывает Марту и сообщает, что Тадеуш отказался встретиться с ней. Марта уверена в том, что у Тадеуша была для этого серьезная причина.

Надзиратели зачитывают список женщин-заключенных, приговоренных к казни. Хотя номер Марты не назван, она хочет присоединиться к осужденным. Но Лиза останавливает Марту: ее накажут, но прежде она должна услышать концерт Тадеуша.

Трансатлантический лайнер

Лиза и Вальтер решают забыть о прошлом: Лиза не считает себя виновной в том, что случилась – она просто выполняла свой долг. Они идут на танцы. Вдруг Лиза видит, что пассажирка заказывает следующую песню. К ужасу Лизы, музыканты начинают играть любимый вальс Коменданта, и воспоминания вновь уносят ее...

Освенцим

Офицеры собираются на концерт. Тадеушу приказано сыграть любимый вальс коменданта, но он ослушался, и исполняет Чакону Баха. Музыка внезапно обрывается, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, и волокут его на смерть.

Эпилог. Трансатлантический лайнер

Пассажирка одна в каюте. Вспоминая прошлое, она надеется, что никто из жертв никогда не будет забыт.

Действующие лица и исполнители:


МАРТА
полька
 лауреат Всероссийского конкурса
Виктория Новикова

лауреат Международного конкурса
Елена Дементьева

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов
Наталья Карлова

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ольга Пешкова

ТАДЕУШ
жених Марты
 Александр Кульга

Алексей Миронов

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Стародубов

заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса, приглашенный солист Мариинского театра
Юрий Девин

ЛИЗА
немка
 лауреат Всероссийских и дипломант Международного конкурсов
Ксения Ковалевская

лауреат Международного конкурса
Надежда Бабинцева

лауреат Всероссийского и Международного конкурсов
Надежда Рыженкова

ВАЛЬТЕР
муж Лизы, дипломат
 дипломант Международного конкурса,лауреат премии Губернатора Свердловской области
Владимир Чеберяк

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Розвизев

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Евгений Крюков

КАТЯ
русская партизанка
 лауреат премии Губернатора Свердловской области
Наталья Мокеева

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ольга Пешкова

лауреат Международных конкурсов, лауреат премии имени Б.А. Покровского
Ольга Тенякова

КРИСТИНА
полька
 заслуженная артистка России, лауреат Международного конкурса
Екатерина Нейжмак

лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

ВЛАСТА
чешка
 будет объявлено позже

лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

заслуженная артистка России
Светлана Пастухова

ХАНА
еврейка
 заслуженная артистка России
Светлана Пастухова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

БРОНКА
чешка
 Александра Куликова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

ИВЕТТА
француженка
 лауреат премии Губернатора Свердловской области
Наталья Мокеева

Артистка хора
Олеся Степанова

лауреат Международного конкурса
Ольга Вутирас

СТАРУХА Любовь Шевченко

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

ПЕРВЫЙ ЭСЭСОВЕЦ Алексей Семенищев

Владислав Трошин

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов
Михаил Коробейников

ВТОРОЙ ЭСЭСОВЕЦ лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

Владислав Трошин

лауреат Международных конкурсов
Гарри Агаджанян

ТРЕТИЙ ЭСЭСОВЕЦ Кирилл Матвеев

Николай Любимов

КОМЕНДАНТ Александр Колесников

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

будет объявлено позже

лауреат Международных конкурсов
Гарри Агаджанян

СТАРШАЯ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦА Артистка хора
Евгения Примакова

Артистка хора, лауреат Международного конкурса
Светлана Старкова

КАПО Артистка хора
Наталья Брагина

Артистка миманса
Ольга Бельтюкова

СТЮАРД Артист хора
Вячеслав Шумов

Артист хора
Сергей Левин

Дирижер Дирижер
Александр Аранбицкий

Главный приглашенный дирижер
Михаил Грановский

Главный дирижер
Оливер фон Дохнаньи

Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2017 май 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57