105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Театральные кассы

 
 

Заказ билетов по телефону

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 

Состав актеров

 
 

Зал схемой с кодами

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
28 января 2017 - ВСТРЕЧА КЛУБА ДРУЗЕЙ


 
  подробнее...  
 
4 и 5 февраля 2017 - Детский хор театра объявляет набор


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  13 октября 2011
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ МУЗЫКАНТЫ В ТАИЛАНДЕ ЗАСТАВИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ

Труппа Екатеринбургского театра оперы и балета вернулась из Бангкока

 
  подробнее...  
  29 сентября 2011
«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» И «СВАДЬБА ФИГАРО» НА БАНГКОКСКОЙ СЦЕНЕ

Екатеринбургский театр оперы и балета примет участие в XIII Международном фестивале танца и музыки, который проходит в Таиланде

 
  подробнее...  
  26 августа 2011
ФОТОГАЛЕРЕЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 
  подробнее...  
  13 марта 2011
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ НА ПРОСЛУШИВАНИЕ

 
  подробнее...  
  28 сентября 2010
"ЦАРСКОЕ" ОТКРЫТИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СЕЗОНА 2010-2011

23 сентября 2010 года оперой Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста» Екатеринбургский театр оперы и балета открыл 99-й театральный сезон.

 
  подробнее...  
  27 ноября 2009
ПРЕСС-РЕЛИЗ

 
  подробнее...  
  20 ноября 2009
ПРЕСС-РЕЛИЗ

 
  подробнее...  
  19 ноября 2009
ПРИВЕТСТВИЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ К ПРЕМЬЕРЕ "ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЫ"

 
  подробнее...  
  27 октября 2009
ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА 2009-2010

Как создаётся оперный спектакль

 
  подробнее...  
  16 октября 2009
ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА 2009-2010

Как создаётся оперный спектакль

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  28 ноября 2011
ГАЗЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
№№1-5/2009, №№1-10/2010, №1-8/2011
   
  подробнее...    
  23 июля 2010
Руслан, Людмила и… принц Сиама
Ирина Клепикова, Областная газета
Подводя итоги сезона уходящего, директор Екатеринбургского оперного театра А. Шишкин воспользовался образом из совсем другой, казалось бы, сферы — «Театр обретает спортивную форму». Образ, однако, точен, и если продолжить его, не отказываясь от спортивной терминологии, то стоит сказать — театр выходит на финишную прямую. 99-й сезон — это, считай, уже всего один шаг до 100-летия.
   
  подробнее...    
  17 декабря 2009
Торжество "Царской невесты"
Юлия Лидова, газета "КУЛЬТУРА"
В Екатеринбурге поставили оперу Римского-Корсакова
   
  подробнее...    
  10 декабря 2009
Уральская свадьба "Царской невесты"
Ярослав Седов, Российская газета
Екатеринбургский театр оперы и балета отметил 110-летие со дня премьеры оперы Римского-Корсакова новой постановкой
   
  подробнее...    
  07 декабря 2009
"Царская невеста" раздвоилась
Марина Гайкович, Независимая газета
Совместная работа Екатеринбургского и Большого театров
   
  подробнее...    
  03 декабря 2009
Большой стиль «Царской невесты»
Ирина Клепикова, Областная газета
В преддверии своего 100-летия Екатеринбургский оперный театр, сделавший ставку на расширение и обновление русского классического репертуара, возвращает зрителям оперу Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Образно говоря, «Царская…» просто напрашивалась быть избранной в череду премьер нынешнего сезона: уж слишком много круглых дат, которые, что называется, обязывали. Во-первых, 110 лет со дня первой постановки «Царской невесты» осенью 1899 года (в Московском театре частной оперы С. Мамонтова). Во-вторых, пьеса Л. Мея, лёгшая в основу либретто, — тоже юбиляр: ей 160 лет. Наконец, «Царская невеста», впервые поставленная на екатеринбургской сцене в 1913 году, на сей раз десятая постановка этой оперы. Стало быть, опять же — юбилейная!
   
  подробнее...    
  28 ноября 2009
Счастливый вечер Марфы
Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург
Сегодня вечером в екатеринбургском Театре оперы и балета вновь звучит «Царская невеста», поставленная в содружестве с Большим театром (режиссёр Михаил Панджавидзе). На премьере и 25 ноября, когда постановку представляли театральной общественности и журналистам, за пультом был дирижёр Павел Клиничев, тоже из Большого. И декорации те же, что воспроизведены по эскизам академика Фёдора Федоровского его дочерью Нонной Федоровской к постановке «Царской невесты» в столичном театре. А вот поют наши — хор, солисты, и великую музыку Николая Римского-Корсакова играет оркестр нашего театра.
   
  подробнее...    
  26 ноября 2009
Споют по Большому
Любовь Шаповалова, Уральский рабочий
В оперном театре покажут столичную версию «Царской невесты»
   
  подробнее...    
  01 ноября 2009
«Невесту» ведут, раскрасавицу ведут...»
Екатерина Ковина, Журнал «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН»
Пожалуй, наиболее тонко и ненавязчиво Н. Римский-Корсаков намекнул о тотальном воздействии государства на общество в своей опере «Царская невеста». В ее основу положена одноименная драма русского поэта Л. А. Мея. Действие пьесы происходит в непростую эпоху Ивана Грозного. Это период жестокой борьбы царской опричнины с боярством, сопровождавшейся грубым произволом. В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым, вошли многие стихи драмы. Премьера оперы состоялась в 1899 году, и уже больше ста лет приковывает внимание как зрителей, так и режиссеров. В чем же секрет ее обаяния? Ответ на этот вопрос представит Екатеринбургский академический театр оперы и балета, где 26 ноября состоится первая премьера сезона – опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста».
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

  Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
  Опера в четырех действиях


Ближайшие спектакли
    05 февраля 2017 (вс) в 18:00Состав
    07 марта 2017 (вт) в 18:30

Возрастная категория 12+

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Либретто Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Тюменева по одноименной драме Л.А. Мея

Дирижер-постановщикПавел Клиничев (Большой театр России)

Постановка Михаила Панджавидзе (Большой театр России)

Декорации и костюмы выполнены по эскизам народного художника СССР Ф.Ф. Федоровского и Н.Ф. Федоровской

к спектаклю Государственного Академического Большого театра СССР 1966 года

Художник по возобновлению – Игорь Оганов

Художник по светуСергей Шевченко (Большой театр России)

Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев

Продолжительность спектакля 3 часа

Количество антрактов: 2

Премьера состоялась 26 ноября 2009

 

Отрадно, что сотрудничество двух крупнейших театров страны — Большого театра России и Екатеринбургского театра оперы и балета продолжает успешно развиваться. Творческие контакты между нашими коллективами возникли очень давно, и они всегда были основаны не только на общей договоренности, взаимопонимании и профессионализме, но на особом чувстве товарищества, принадлежности к любимому и дорогому для всех нас оперному и балетному искусству. Наша общая театральная история богата разными событиями. Гастроли целых коллективов, обмен солистами, музыкантами, постановщиками — все это имеет место сегодня, подтверждением чему является постановка в Екатеринбургском театре оперы «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова в декорациях и костюмах, которые изготовлены по раритетным эскизам академика живописи Федора Федоровского. Ставит спектакль наш режиссер Михаил Панджавидзе, а с оркестром и оперным коллективом работает дирижер Большого Павел Клиничев. Подобный опыт работы в Екатеринбургском оперном театре уже имел место — недавно с большим успехом прошла премьера балета «Жизель» А.Адана, поставленного балериной Большого театра народной артисткой СССР, ныне педагогом Людмилой Семенякой. Сама жизнь и время выдвигают новые требования и новые задачи, открывают новые перспективы перед творцами театрального искусства Москвы и Екатеринбурга. И я уверен, что решаться и воплощаться они будут взаимноуспешно.

С самыми добрыми пожеланиями,

Генеральный директор Большого театра России

А.Г. ИКСАНОВ

Среди семи браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным был третий – с Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень кратко описана в исторической литературе. Она стала героиней оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) «Царская невеста»; правда, либретто этого прекрасного музыкального произведения весьма далеко от истинных событий второй половины XVI века. Однако прошлое не становится от этого менее интересным, и история Марфы Собакиной, третьей жены царя Ивана продолжает приковывать внимание спустя долгие столетия. В основу оперы положена одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л.А.Мея, написанная в 1849 году. Сочинение «Царской невесты» было начато композитором Н.А.Римским-Корсаковым в феврале 1898 года и закончено в течение десяти месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в Московском театре частной оперы С.И.Мамонтова. Первое представление, по словам хроники «Московских ведомостей», обратилось в национальное музыкальное торжество. Оркестром руководил ученик композитора М.М.Ипполитов-Иванов, эскизы декораций писал М.А.Врубель, а его жена, выдающаяся певица Н.И.Забела-Врубель создала образ Марфы – один из прекраснейших в русской опере.

1890-е годы – это эпоха высокой зрелости в творческой жизни Н.А.Римского-Корсакова. Одна опера пишется в черновике или проектируется в эскизах, другая инструментуется, третья готовится к постановке; одновременно в разных театрах возобновляются прежде поставленные произведения. Оперы Римского-Корсакова этого периода разнообразны по формам и жанрам. По определению самого композитора, «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Садко» образуют трилогию; после этого наступает, говоря опять-таки словами автора, «еще раз учение или переделка». Речь идет о «выработке мелодичности, певучести», что отразилось в романсах и камерных операх этого периода («Моцарт и Сальери», окончательная редакция пролога к «Псковитянке») и особенно ярко – в «Царской невесте».

Обращение к драме Льва Мея было «давнишним намерением» композитора – вероятно, еще с 1860-х годов, когда сам Римский-Корсаков сочинил по другой пьесе Мея свою «Псковитянку», а над сюжетом «Царской невесты» задумывались М.А.Балакирев и А.П.Бородин (последний сделал даже несколько эскизов хоров опричников, музыка которых была потом использована в «Князе Игоре»). Гениальный оперный драматург, блестящий знаток театральной специфики, Римский-Корсаков самостоятельно спланировал сценарий новой оперы, а «окончательную выработку либретто с разработкою лирических моментов и вставными, дополнительными сценами» поручил Илье Тюменеву, литератору, театральному деятелю и своему бывшему ученику. (Кстати, написав несколько лет спустя «Сервилию» по пьесе Мея, Римский-Корсаков «охватил» всю драматургию этого, столь полюбившегося ему, автора.)

К немногим своим операм Николай Андреевич относился с такой нежностью, как к «Царской невесте». Возможно, это было вызвано тем, что композитора привлекал сам сюжет. Эпоха царствования Ивана Грозного всегда вызывала у него большой интерес. Образы обреченной на гибель прекрасной и целомудренной Марфы, страстной и глубоко несчастной Любаши, не менее несчастного в своей безответной любви к Марфе боярина Грязного не могли не будить творческой фантазии Римского-Корсакова.

Биография царя Ивана IV, прозванного Грозным, очень богата событиями и очень необычна. За свою долгую жизнь этот государь имел не одну или двух, но семь жен. Одной из них стала Марфа Собакина.

Вступление в брак великих государей Московских было торжественным и красочным обрядом, которому предшествовала большая подготовка. С возвышением Московского царства в конце XIV века на Руси появилась новая традиция царского бракосочетания. Вместе с византийской символикой, государи всея Руси переняли византийскую традицию выбора невесты из лучших девушек государства. Впервые «выбор невесты» был устроен при отце Ивана Грозного, Василии III: по указу из Москвы все служилые люди должны были приводить своих дочерей на смотр. Критерием отбора служила не только красота, но и здоровье девиц. Отобранных претенденток ждали новые смотры до тех пор, пока государь не сделает свой окончательный выбор. Как только девица оказывалась избранной и нарекалась царской невестой, жизнь её радикально менялась. Отныне отношение к девушке становилось совершенно особым: на невесту, и впоследствии жену великого государя смотрели фактически как на священную особу. Отныне она должна была быть скрыта от людских глаз: смотреть на государыню не дозволялось практически никому. Родные уже не могли называть её своей родственницей – обряд венчания, который следовал вскоре после царского выбора невесты, превращал для них, как и для всех россиян, простую девушку в великую царицу...

В 1572 году в Александровской слободе проводился смотр лучших девушек государства. Царь Иван Грозный должен был избрать себе невесту: «Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать четыре, а после двенадцать… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочёл всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами… возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейственного благополучия… Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий… предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелие с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного… и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты…» (Н.М.Карамзин. «История государства Российского»).

О жёнах Ивана Грозного, в том числе и о Марфе Собакиной, было написано много. Однако истории, полные драматичных подробностей и любовных перипетий не имеют исторического основания и остаются лишь домыслами. Либретто оперы «Царская невеста» не претендует на достоверность: оно представляет перед нами воображаемую картину событий, на основании которых была создана прекрасная музыка Н.А.Римского-Корсакова.

И пьеса, и опера, написанная по ней, принадлежат не к типу «исторических драм», как та же «Псковитянка» или «Борис Годунов», а к типу произведений, где историческая обстановка и персонажи – только исходное условие для развития действия. Не выдвигая таких сложностей, какие возникали в предыдущих операх Римского-Корсакова (большие народные сцены, картины обрядов, фантастические миры), сюжет «Царской невесты» позволял сосредоточиться на чистой музыке, чистой лирике. В «Царской невесте» композитор, любовно рисуя русский быт, не пытается передать дух эпохи. Он почти устраняется также от своих любимых звуковых пейзажей. Все сосредоточено на людях, на душевных движениях героев драмы. Владимир Бельский, замечательный либреттист поздних опер композитора, писал о «Царской невесте»: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм, что слушаешь как зачарованный, ничего не анализируя и не запоминая...».

 

Действующие лица и исполнители:


Василий Степанович Собакин
новгородский купец
 Александр Колесников

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

лауреат Международных конкурсов
Гарри Агаджанян

приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Станислав Трофимов

Марфа
его дочь
 лауреат Международного конкурса
Елена Дементьева

Зарема Берёзова

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов
Наталья Карлова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Наталья Мокеева

Григорий Григорьевич Грязной
опричник
 лауреат и дипломант Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Александр Краснов

Александр Кульга

Заслуженный артист Башкортостана
Владимир Копытов

заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса
Юрий Девин

Григорий Лукианович (Малюта) Скуратов
опричник
 Александр Колесников

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Валентин Захаров

Владислав Трошин

лауреат Международных конкурсов
Гарри Агаджанян

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов
Михаил Коробейников

Иван Сергеевич Лыков
боярин
 Владимир Ворошнин

дипломант Международного конкурса,лауреат премии Губернатора Свердловской области
Владимир Чеберяк

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Розвизев

заслуженный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая Маска», лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ильгам Валиев

Кирилл Матвеев

Любаша Александра Куликова

заслуженная артистка России, лауреат Международного конкурса
Екатерина Нейжмак

лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

лауреат Международного конкурса
Надежда Бабинцева

лауреат Всероссийского и Международного конкурсов
Надежда Рыженкова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

Елисей Бомелий
царский лекарь
 заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Виталий Петров

Владимир Ворошнин

Николай Любимов

Домна Ивановна Сабурова
купеческая жена
 заслуженная артистка России, лауреат Международного конкурса
Екатерина Нейжмак

заслуженная артистка России, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ирина Наумова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

Дуняша
ее дочь, подруга Марфы
 лауреат Всероссийских и дипломант Международного конкурсов
Ксения Ковалевская

заслуженная артистка России
Светлана Пастухова

Петровна
ключница Собакиных
 Александра Куликова

Артистка хора
Евгения Примакова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

Артистка хора
Элла Гаевская

Истопник будет объявлено позже

Сенная девушка будет объявлено позже

Артистка хора, лауреат Международного конкурса
Светлана Старкова

Дирижер Дирижер, заслуженный артист России
Андрей Аниханов

Приглашенный дирижер
Владислав Лягас

Главный приглашенный дирижер
Михаил Грановский

Приглашенный дирижер
Павел Клиничев


Продолжительность спектакля: 3 часа
Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2016 февраль 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

НАШИ ДРУЗЬЯ

 
 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки
 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57