105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Театральные кассы

 
 

Заказ билетов по телефону

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 

Состав актеров

 
 

Зал схемой с кодами

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
30 апреля 2017 (вс) – К юбилею Лилии Воробьёвой _ «Тщетная предосторожность»


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  16 ноября 2011
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ НА ПРОСЛУШИВАНИЕ

 
  подробнее...  
  26 августа 2011
ФОТОГАЛЕРЕЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 
  подробнее...  
  13 марта 2011
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ НА ПРОСЛУШИВАНИЕ

 
  подробнее...  
  02 декабря 2009
Дирижер - Михаил ГРАНОВСКИЙ

Спектакли под управлением Михаила Грановского

 
  подробнее...  
  30 октября 2009
УРАЛЬСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ И ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Вслед юбилейным торжествам

 
  подробнее...  
  22 октября 2009
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ОПЕРНЫЙ В ПОДАРОК УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

24 октября будет дана опера П.И.Чайковского «Пиковая дома», в которой партию Томского исполнит народный артист России, солист Михайловский театра Николай Копылов

 
  подробнее...  
  14 октября 2009
ПЕТЕРБУРГ НА СЦЕНЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА

15 октября 2009 - "ПИКОВАЯ ДАМА"

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  28 ноября 2011
ГАЗЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
№№1-5/2009, №№1-10/2010, №1-8/2011
   
  подробнее...    
  21 января 2009
БУРЯ В ЭРМИТАЖЕ
Ярослав Седов, "Российская газета" - Федеральный выпуск
Премьера "Пиковой дамы" в Екатеринбургском театре оперы и балета
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / ПИКОВАЯ ДАМА

  П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА
  Опера в трех действиях


Ближайшие спектакли
    29 апреля 2017 (сб) в 18:00Состав

Возрастная категория 12+

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Либретто М.И. Чайковского по одноименной повести А.С. Пушкина

Дирижер-постановщик - Михаил Грановский

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк

Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов

Хормейстеры-постановщики - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев и

заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина

Балетмейстер-постановщик - заслуженный работник культуры России Галина Калошина

Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут

Количество антрактов: 2

Премьера состоялась 12 декабря 2008 года

 

Одна из самых совершенных опер мировой классики «Пиковая дама», как и всякий истинный шедевр, до конца не постигаема, и ни одна из интерпретаций оперы не могла и не может стать совершенным образцом. Новая постановка – ещё один этап в процессе бесконечного постижения смыслов творения гениального композитора. Неповторимую атмосферу опере придают мистические моменты. Тайна трех карт держит в напряжении до самого конца, трагедия и смерть Лизы отзывается глубоко в душе, фантастический реализм Петербурга создаёт особый фон для развёртывания музыкального текста: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете, о жизни во всей её могучей красоте… Фантастические образы, творящие здесь, принимают неизбежно облик призраков жутко реальных, а образы реальные искажаются до бредовых… Чайковский – музыкант-поэт этого города, с ярчайшей силой воображения воплотивший ужас причудливости Петербурга… Не удивительно, что сюжет “Пиковой дамы” должен был вызвать в воображении композитора буйный приток звуковых образов и ритмов, окутанных в гармонии и колорит совершенно специфические. Сцена в спальне Графини, сцена в казарме, сцена у Зимней канавки – всё это Петербург с его гипнозом иррационального, с его ворожбой и заклятиями…» (Б.Асафьев. Из книги «О музыке Чайковского»).

 

«ПИКОВАЯ ДАМА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Опера «Пиковая дама» – одно из величайших произведений мирового оперного искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития.

Пётр Ильич Чайковский очень любил и высоко ценил свою «Пиковую даму». Опера была заказана композитору директором императорских театров И.А.Всеволожским. Либретто написано братом композитора Модестом Ильичём Чайковским (при участии самого Чайковского) по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.

Повесть «Пиковая дама» – первое прозаическое произведение А.С.Пушкина, успех которого в самых широких кругах и в печати был общепризнанным. 7 апреля 1834 года Александр Сергеевич записал в своем дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».

Мысль о постановке оперы на сюжет пушкинской «Пиковой дамы» занимала И.А.Всеволожского много лет. Он намечал сценарий и отчетливо представлял себе будущую постановку, атмосферу действия и сценические эффекты. Возможно, на замысел повлияла успешная постановка в 1884 году оперы Ж.Массне «Манон», где самым теплым приемом пользовались сцены в игорном доме и эффектные сцены танцев.

В 1887 году Всеволожский в первый раз обратился к П.И.Чайковскому, предложив тому взяться за «Пиковую даму». Разговор состоялся после провала «Чародейки», и Чайковский отказался, аргументируя отказ усталостью и намерением совершить европейское турне. В 1888 году М.И.Чайковский начинает сочинять либретто для композитора Н.С.Кленовского, автора нескольких балетов. Кленовский, приступив к работе над музыкой, затем по каким-то причинам отказывается от сюжета «Пиковой дамы». Осенью 1889 года Всеволожский посоветовал Петру Ильичу ознакомиться с трудом брата. «Брат мой прочел свое либретто, – сообщал Чайковский о встрече в Дирекции императорских театров по поводу «Пиковой дамы» в письме к Н.Ф. фон Мекк, – причем были обстоятельно обсуждены сценические достоинства и недостатки его произведения, проектированы декорации, даже распределены роли и т.д. Таким образом, уже теперь в Дирекции театров идут толки о постановке оперы, ни одной ноты из которой еще не написано. Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей, – мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в Дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его».

Не сразу заинтересовав П.И.Чайковского, сюжет пушкинской «Пиковой дамы» со временем все более овладевал его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 января 1890 года. В начале работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он признавался в письме к А.К.Глазунову: «Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное... А вместе с этим охота писать страшная... С одной стороны чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой – непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или еще лучше новую песенку...».

«Пиковая дама» была закончена в предельно короткий срок – сорок четыре дня: «Оперу кончил три часа тому назад… Самый же конец оперы я сочинил вчера, перед обедом, и когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, то мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать. Этот плач продолжался и обратился в небольшую истерику очень приятного свойства, т.е. плакать мне было ужасно сладко. Потом я сообразил – почему (ибо подобного оплакивания своего героя со мной еще никогда не бывало, и я старался понять, отчего это мне так хочется плакать). Оказывается, Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время настоящим живым человеком, притом мне очень симпатичным» (из письма П.И.Чайковского брату М.И.Чайковскому).

Премьера «Пиковой дамы» состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года. Композитор сам принимал участие в подготовке премьеры. Успех «Пиковой дамы», как и предвидел ее автор, был потрясающим. С таким же невероятным успехом «Пиковую даму» приняли в Киеве двенадцать дней спустя после первой премьеры. 4 ноября 1891 года «Пиковую даму» давали в Москве в Большом театре.

 

Новая «Пиковая дама» – одна из самых масштабных работ театра последних лет. Сценограф-постановщик – знаменитый петербургский художник Игорь Иванов, чьи работы выставляются в британских картинных галереях на лондонской Royal mil, – превратил сцену Екатеринбургского театра в подобие залов Эрмитажа захватывающей красоты. Вместе с тем это пространство фантасмагорически экспрессивно. Оно "играет" персонажами, как волны – щепками, то вознося, то подавляя героев.

Трагедию раздвоения личности главного героя – Германа – захватывающе передает Владимир Чеберяк, демонстрирующий не только великолепный голос, но и незаурядное актерское мастерство, а также самоотверженную погруженность в образ. Его возлюбленную – Лизу – в разных составах исполняют Елена Дементьева и Наталья Карлова, обладательницы прекрасных голосов, наполняющих драматические эпизоды партии искренней страстью. Фантасмагорический образ Графини создают Татьяна Никанорова и Александра Куликова… Украшением спектакля становится небольшая, но трудная партия Полины в мастерском исполнении Надежды Шляпниковой и Надежды Бабинцевой.

Ярослав Седов, «Российская газета»

 

В случае с «Пиковой дамой» a propos интересное имя – заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк. Он ставил оперу Чайковского уже несколько раз – в разных театрах не только России, но и мира: в Казани, Новосибирске, Челябинске, на сцене Концертного зала имени П.Чайковского – с солистами Мариинского театра, в Сан-Франциско. Как говорит сам режиссер, в этой музыкальной истории он готов искать и находить множество смыслов. «Я одержим "Пиковой дамой", – признаётся Алексей Степанюк. – Смерть и жизнеутверждение как-то невероятно у Чайковского соединены воедино. Это сердце, способное любить и так же сильно страдать...».

Ирина Клепикова, «Областная газета»

 

 

Действующие лица и исполнители:


ГЕРМАН дипломант Международного конкурса,лауреат премии Губернатора Свердловской области
Владимир Чеберяк

ГРАФИНЯ Александра Куликова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

ЛИЗА лауреат Всероссийского и Международных конкурсов, лауреат премии ЦФО «За достижения в области музыкального искусства»
Альбина Хрипкова

заслуженная артистка России, лауреат Международного конкурса
Екатерина Нейжмак

лауреат Международного конкурса
Елена Дементьева

заслуженная артистка России, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ирина Наумова

лауреат и дипломант Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенная солистка Нью-Йоркской Оперы, Оперы Ниццы и Норвежской Национальной Оперы
Ирина Риндзунер

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов
Наталья Карлова

ПОЛИНА (МИЛОВЗОР) лауреат Международных конкурсов
Анастасия Лепешинская

лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

лауреат Всероссийских и дипломант Международного конкурсов
Ксения Ковалевская

лауреат Международного конкурса
Надежда Бабинцева

лауреат Всероссийского и Международного конкурсов
Надежда Рыженкова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

заслуженная артистка России
Светлана Пастухова

ГРАФ ТОМСКИЙ (ЗЛАТОГОР) лауреат и дипломант Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Александр Краснов

Александр Кульга

заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Валентин Захаров

заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса, приглашенный солист Мариинского театра
Юрий Девин

КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ лауреат Всероссийского и Международных конкурсов, лауреат премии им. Л.В.Собинова
Александр Суханов

Алексей Миронов

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Стародубов

заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса, приглашенный солист Мариинского театра
Юрий Девин

ЧЕКАЛИНСКИЙ Владимир Ворошнин

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Розвизев

Николай Любимов

СУРИН лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

Владислав Трошин

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов
Михаил Коробейников

лауреат Международных конкурсов
Олег Бударацкий

ЧАПЛИЦКИЙ Анатолий Драчев

будет объявлено позже

заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Виталий Петров

Кирилл Матвеев

лауреат Международных конкурсов
Юрий Волков

НАРУМОВ лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

Владислав Трошин

лауреат Международных конкурсов
Гарри Агаджанян

РАСПОРЯДИТЕЛЬ заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Виталий Петров

Владимир Ворошнин

лауреат Международных конкурсов
Юрий Волков

ГУВЕРНАНТКА Александра Куликова

лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

МАША лауреат Всероссийского конкурса
Виктория Новикова

Наталья Кокорина

Артистка хора
Олеся Немцева

ПРИЛЕПА лауреат премии Губернатора Свердловской области
Наталья Мокеева

лауреат Международного конкурса
Ольга Вутирас

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ольга Пешкова

лауреат Международных конкурсов, лауреат премии имени Б.А. Покровского
Ольга Тенякова

АМУР Андрей Вешкурцев

будет объявлено позже

Иван Собровин

Дирижер Главный приглашенный дирижер
Михаил Грановский


Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут
Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2017 май 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57