105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / Новости / полный текст новости

Майя Крылова: "Тепло и холод – это не погода, а состояние души"

14 декабря 2016

Корреспондент портала "Театрал" о премьере балета "Снежная королева"

 ЗИМА НЕДОЛГО ЗЛИТСЯ

Все началось с того, что театру потребовался детский спектакль, на который родители приведут дочек и сыновей. В Екатеринбурге надеялись, что и касса начнет радостно подсчитывать прибыль. Сказанное не означает, что театр задумал нечто легковесное, эстетически дешевое и по-быстрому слепленное. Просто в кризис приходится думать и о том, что папы и мамы, может быть, сами не пойдут на балет или оперу, если выбирать придется между тратой на билет и чем-то житейски насущным, но детей в театр отведут все равно. Абсолютно нормальный расчет, причем по двум векторам: приучать к музыкальному театру новое поколение потенциальных зрителей тоже нужно. О чем повествует и толковый буклет с погружением в популярную историю балета.

Выбирая сюжет, остановились на сказке Андерсена «Снежная королева». Сперва решили заказать постановку хорошему молодому хореографу, но, учитывая важность момента и принцип «детям – только лучшее», за дело взялся Вячеслав Самодуров, руководитель Екатеринбургского балета, обладатель нескольких «Золотых масок». Взялся, несмотря на усталость, вызванную двумя недавними авторскими постановками («Ромео и Джульетта» на Урале и «Ундина» в Большом театре). Театр решил не приспосабливать для балета прежде написанную музыку, а специально заказать новую. Выбор пал на композитора Артема Васильева, известного благодаря саундтрекам для кино. Впрочем, за плечами Васильева есть и балетный опыт, именно по линии детских проектов. Так что законы утренника всецело соблюдены. Под эти структурированные ритмы удобно танцевать, их можно слушать без напряжения, ведь описание партитуры дал сам композитор: она напоминает «музыку к мультфильму или фильму в жанре фэнтези». В театре считают: это то, что нужно нынешним детям, не отрывающим глаза от гаджетов. Ирландский танец с пассакалией в одном флаконе надлежаще встроены Васильевым в действие. Неожиданный вокализ в середине действия приятно ошеломляет. И цитата из полонеза Чайковского, подчеркнутая дирижером Павлом Клиничевым, всем нравится.

Хотя спектакль предназначен для детей от шести лет, простого пересказа истории Самодурову мало. Он надеется, что и взрослые найдут для себя что-то важное. Например, идею о «недостатке внимания». В этом смысле, намекает Самодуров, мы все побывали в чертогах Снежной королевы (если считать таковыми «потерю контакта с близкими людьми, даже оставаясь рядом с ними»). Подобные выкладки спрятаны глубоко и выбираются наружу лишь у черты финала: Герда, отчаявшись дозваться отстраненного Кая, попросту сдергивает белые покрывала с вокруг стоящих предметов. Оказывается, что это белое царство и есть родной дом, временно запорошенный и заброшенный, а теперь снова живой и теплый. Возможно, Герда в этом балете- путешествии и не ходила никуда буквально, как и Кай никуда не отлучался. Они просто на время перестали понимать друг друга.

Впрочем, те, кому не нужна отвлеченная трактовка (дети, например), тоже получат свое. Идея путешествия девочки к Снежной королеве вполне наглядна и красочна. Для постановки закупили 30 килограммов искусственного снега и заказали 50 париков из латекса. Декорации Эрика Белоусова в стиле «скандинавский минимализм»: прямоугольники домов, условные деревья. Скупость решения оттенена цветущими алыми розами на шпалерах и видеопроекциями на заднике – с многозначительно «плывущим» пейзажем. Тему севера поддерживают созданные Ирэной Белоусовой светлые парики и свитера с оленями. Костюмы сказочных существ, будь то танцующие цветы в оранжерее или свита Снежной королевы, изысканно-избыточны, с рискованными сочетаниями цветов, невообразимыми прическами и ассиметричными юбками. Ворон тут во фраке, горожане – в гетрах, цветы – в розовом и лиловом с зеленым. Серые тролли – в поролоновых «толстинках». Дети, конечно, от этого в восторге. Как и от выезда Снежной королевы на «мамонте». И опять культурный бросок взрослым, тем, кто узнает цитату: головы снежинок целиком обвязаны тюлем (привет живописи Магритта).

Танцы – это, как всегда, стремление Самодурова привнести нечто новое в классику. Путем нестандартного комбинирования и заимствований из других движенческих систем, вплоть до эстрадных шоу. Здесь могут танцевать на носках, но могут и на пятках. Могут по-современному «свернуть» колени или похвастаться классической «выворотностью». После хождения на руках солист непринужденно крутит двойной тур. Ворон машет крыльями и множит гротескные «заноски», тролли косолапо притопывают, горожане напоминают о северных народных танцах, разбойники брутально гримасничают, а цветы вальсируют в ускоряющемся темпе, создавая пластическое «обволакивание»: словно балетные па источают приторный аромат.

Вместе с тем (и это опять-таки прочтут взрослые) хореограф не упускает шанса то ли спародировать приемы старых балетов, то ли просто ностальгически поведать о них. Например, о шествиях. Есть несколько проходов свиты Снежной королевы – с флагами в лапах серых троллей, с синкопированным шагом снежинок, со злобными шалостями Маленького тролля, этой «бледной немочи». И среди неуклонной зимней поступи – холодно-ярый танец Королевы, когда ее пуанты – словно стук града о мерзлую почву, медленные арабески «стреляют» морозом, а угловатые порхания окружающего кордебалета рождают образ метели. Таинственной и неотвратимой, как приход зимы. Тролли и снежинки, хватающие Кая – чем не виллисы из «Жизели»! А сцена в оранжерее (длительная остановка в скорострельном действии) – парафраз старинных дивертисментов для украшения. Современный, несколько иронический «оживленный сад».

Кажется, танцевать сказку труппе нравится. Во всяком случае, у старательной Мики Нисигути получилась нежная, но упорная Герда. Кай (у хорошо обученного Алексея Селиверстова) вышел благородно-порывистым. Снежная королева Ларисы Люшиной (как ей, королеве, и положено) выделялась ледяной бесстрастностью. А главное вот что. В финале, когда дух раздора сменится изначальным уютом, всем становится ясно, что тепло и холод – это не погода, а состояние души.

Источник: http://www.teatral-online.ru/news/17185/

предыдущая|Все новости|следующая
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
  01 марта 2017 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  02 марта 2017 (чт) в 18:30

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  04 марта 2017 (сб) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  05 марта 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57