106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  18 октября 2018
В Ельцин Центре обсудят, возможно ли сегодня делать имперское искусство

В дискуссии участвуют Юрий Сапрыкин, Леонид Салмин и Наталия Курюмова.

 
  подробнее...  
  15 октября 2018
Урал Опера Балет Фест: программа лекций

В образовательном блоке фестиваля мы пытаемся вместе со зрителями осмыслить увиденное на сцене. Поскольку тема нынешнего фестиваля — «Мариус Петипа и русский классический балет», на этот феномен предлагается взглянуть с разных сторон.

 
  подробнее...  
  14 октября 2018
Премьера балета "Приказ короля". Фоторепортаж

Репортаж фотографа театра Ольги Керелюк.

 
  подробнее...  
  11 октября 2018
Балет "Пахита" вошел в шорт-лист приза Ассоциации музыкальных критиков

9 октября Ассоциация музыкальных критиков Москвы объявила шорт-лист Четвертого ежегодного приза критики за сезон 2017/18.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / подробная информация о сотрудниках

Федор Федоровский (1883 – 1955)

Художник-постановщик оперы "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА"

Народный художник СССР

Лауреат Сталинских премий

Выдающийся русский театральный художник первой половины ХХ века. Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове. Ученик Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1907 году с золотой медалью окончил Строгановское художественно-промышленное училище и получил предложение остаться в училище в качестве преподавателя. Успешно начавшаяся педагогическая карьера (преподавал до 1923 года) не помешала увлечению декорационном искусством, и в 1907 году Федоровский пришел в Большой театр. В том же году художник выиграл конкурс эскизов декораций и костюмов к «Кармен» Ж.Бизе для Частной оперы С.Зимина, за что был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демон» А.Рубинштейна (1909), «Чародейку» П.Чайковского (1913), «Жизнь за царя» М.Глинки (1914). В 1913-14 годах участвовал в создании спектаклей дягилевских антреприз в Париже («Хованщина» М.Мусоргского) и Лондоне («Майская ночь» Н.Римского-Корсакова).

В 1917-19 годах работал в театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Являлся активным участником и организатором художественной секции в художественно-просветительском отделе Московского Совета. К празднованию 1 мая 1918 года им впервые была декоративно оформлена Красная площадь.

В 1921 году занял пост заведующего постановочной частью Большого театра и тогда же впервые в качестве художника-постановщика Большого оформил балетные сцены «Танец Саломеи» (на музыку из оперы «Саломея» Р.Штрауса) и «Воинственный танец» (на музыку из балета «Дафнис и Хлоя» М.Равеля).

В Большом театре в 1921-23 годах Федор Федоровский оформил восемь балетов, шесть из которых были поставлены Александром Горским: «Танец Саломеи» на музыку Р.Штрауса, «Жизель» А.Адана, «Безделушки» на музыку В.А.Моцарта, «Вечно живые цветы» (танцевальное представление для детей на музыку Б.Асафьева и др.), «Тщетная предосторожность» Л.Герольда, «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р.Вагнера).

Первой оформленной Федором Федоровским в Большом театре оперой стал в 1922 году «Севильский цирюльник» Дж.Россини, в том же году художник создал декорации и костюмы к «Богеме» Дж.Пуччини, «Риголетто» Дж.Верди и «Кармен» Ж.Бизе. Уже в своих первых работах проявил себя как талантливый колорист, самобытно соединявший заветы Константина Коровина, принципы декорационного мирискусничества и традицию живописи передвижников. В Большом театре, разрабатывая пластику сценического планшета, он начал утверждать живописно-объемный метод, при помощи живописи позволявший «сложные архитектурные объемы, построенные в несколько планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности».

Стремился создавать яркие, монументальные театральные зрелища, что во многом было определено его тягой к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки». Трижды он обращался к «Борису Годунову» М.Мусоргского (1927, 1946, 1948), «Русалке» А.Даргомыжского (1931, 1937, 1944), «Князю Игорю» А.Бородина (1934, 1944, 1953), дважды – к «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова (1927, 1955), «Садко» Н.Римского-Корсакова (1935, 1949), «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова (1932), «Хованщине» М.Мусоргского (1950).

С середины 30-х годов Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства». Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям «новой эпохи» и находили отклик у «нового зрителя». При этом Федоровский всегда руководствовался желанием сделать музыкальный театр эмоционально-насыщенным – грандиозная красота таких легендарных спектаклей, как «Борис Годунов» и «Царская невеста» волнует зрителей и сегодня.

По эскизам Федора Федоровского выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и других цехов. В 1927-29 годах и 1947-53 годах он занимал пост главного художника Большого.

В 1936 году Ф.Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля. Его выставки проходили в Москве, Ленинграде, Париже, а также Италии и Америке. В настоящее время работы художника хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом, богатая коллекция его эскизов собрана в музее Большого театра.

Был действительным членом (с 1947 года) и вице-президентом (в 1947-53 годах) Академии художеств СССР.

Обладатель пяти Сталинских (Государственных СССР) премий, в том числе за постановки в Большом театре опер: «Борис Годунов» (1949), «Садко» (1950) и «Хованщина» (1951).

В 1930 году был удостоен звания «Заслуженный деятель РСФСР», в 1943 году – звания «Народный художник РСФСР», в 1951 году – звания «Народный художник СССР».

Дважды, в 1937 году и 1951 году, награждался Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 году получил Орден Ленина.

 

carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
 
carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
 
carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
Фото - Дамир Юсупов/Большой театр
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2018 ноябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  20 октября 2018 (сб) в 18:00

OYSTER ("УСТРИЦА")
Танцевальный спектакль Inbal Pinto & Avshalom Pollak Dance Company (Тель-Авив)

 
  21 октября 2018 (вс) в 18:00

Премьера

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  23 октября 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  24 октября 2018 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  25 октября 2018 (чт) в 18:30

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  26 октября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57