106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  16 апреля 2018
Спектакль "Пассажирка" получил две "Золотые Маски"

Спектакль "Пассажирка" Екатеринбургского театра оперы и балета получил две "Золотые Маски".

 
  подробнее...  
  05 апреля 2018
"Российская газета" о премьере Made in Ural

Вслед за грандиозной "Пахитой" - играющей с балетной историей, формой гранд-спектакля и отдающей дань памяти Петипа - труппа выпустила премьеру, противоположную предыдущей. "Консерватории" Августа Бурнонвиля - энциклопедии классического балета - противостоят две новые мобильные постановки.

 
  подробнее...  
  05 апреля 2018
Урал Балет показал "Тщетную предосторожность" на открытии Dance Open

Балет Екатеринбургского театра был показан на сцене Александринского театра на открытии фестиваля Dance Open в Санкт-Петербурге.

 
  подробнее...  
  02 апреля 2018
Облгазета: Вита Цыкун о профессии сценографа

Ко Дню театра "Облгазета" опубликовала интервью с художником по костюмам оперы "Пассажирка" Витой Цыкун.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / подробная информация о сотрудниках

Федор Федоровский (1883 – 1955)

Художник-постановщик оперы "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА"

Народный художник СССР

Лауреат Сталинских премий

Выдающийся русский театральный художник первой половины ХХ века. Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове. Ученик Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1907 году с золотой медалью окончил Строгановское художественно-промышленное училище и получил предложение остаться в училище в качестве преподавателя. Успешно начавшаяся педагогическая карьера (преподавал до 1923 года) не помешала увлечению декорационном искусством, и в 1907 году Федоровский пришел в Большой театр. В том же году художник выиграл конкурс эскизов декораций и костюмов к «Кармен» Ж.Бизе для Частной оперы С.Зимина, за что был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демон» А.Рубинштейна (1909), «Чародейку» П.Чайковского (1913), «Жизнь за царя» М.Глинки (1914). В 1913-14 годах участвовал в создании спектаклей дягилевских антреприз в Париже («Хованщина» М.Мусоргского) и Лондоне («Майская ночь» Н.Римского-Корсакова).

В 1917-19 годах работал в театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Являлся активным участником и организатором художественной секции в художественно-просветительском отделе Московского Совета. К празднованию 1 мая 1918 года им впервые была декоративно оформлена Красная площадь.

В 1921 году занял пост заведующего постановочной частью Большого театра и тогда же впервые в качестве художника-постановщика Большого оформил балетные сцены «Танец Саломеи» (на музыку из оперы «Саломея» Р.Штрауса) и «Воинственный танец» (на музыку из балета «Дафнис и Хлоя» М.Равеля).

В Большом театре в 1921-23 годах Федор Федоровский оформил восемь балетов, шесть из которых были поставлены Александром Горским: «Танец Саломеи» на музыку Р.Штрауса, «Жизель» А.Адана, «Безделушки» на музыку В.А.Моцарта, «Вечно живые цветы» (танцевальное представление для детей на музыку Б.Асафьева и др.), «Тщетная предосторожность» Л.Герольда, «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р.Вагнера).

Первой оформленной Федором Федоровским в Большом театре оперой стал в 1922 году «Севильский цирюльник» Дж.Россини, в том же году художник создал декорации и костюмы к «Богеме» Дж.Пуччини, «Риголетто» Дж.Верди и «Кармен» Ж.Бизе. Уже в своих первых работах проявил себя как талантливый колорист, самобытно соединявший заветы Константина Коровина, принципы декорационного мирискусничества и традицию живописи передвижников. В Большом театре, разрабатывая пластику сценического планшета, он начал утверждать живописно-объемный метод, при помощи живописи позволявший «сложные архитектурные объемы, построенные в несколько планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности».

Стремился создавать яркие, монументальные театральные зрелища, что во многом было определено его тягой к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки». Трижды он обращался к «Борису Годунову» М.Мусоргского (1927, 1946, 1948), «Русалке» А.Даргомыжского (1931, 1937, 1944), «Князю Игорю» А.Бородина (1934, 1944, 1953), дважды – к «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова (1927, 1955), «Садко» Н.Римского-Корсакова (1935, 1949), «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова (1932), «Хованщине» М.Мусоргского (1950).

С середины 30-х годов Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства». Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям «новой эпохи» и находили отклик у «нового зрителя». При этом Федоровский всегда руководствовался желанием сделать музыкальный театр эмоционально-насыщенным – грандиозная красота таких легендарных спектаклей, как «Борис Годунов» и «Царская невеста» волнует зрителей и сегодня.

По эскизам Федора Федоровского выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и других цехов. В 1927-29 годах и 1947-53 годах он занимал пост главного художника Большого.

В 1936 году Ф.Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля. Его выставки проходили в Москве, Ленинграде, Париже, а также Италии и Америке. В настоящее время работы художника хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом, богатая коллекция его эскизов собрана в музее Большого театра.

Был действительным членом (с 1947 года) и вице-президентом (в 1947-53 годах) Академии художеств СССР.

Обладатель пяти Сталинских (Государственных СССР) премий, в том числе за постановки в Большом театре опер: «Борис Годунов» (1949), «Садко» (1950) и «Хованщина» (1951).

В 1930 году был удостоен звания «Заслуженный деятель РСФСР», в 1943 году – звания «Народный художник РСФСР», в 1951 году – звания «Народный художник СССР».

Дважды, в 1937 году и 1951 году, награждался Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 году получил Орден Ленина.

 

carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
 
carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
 
carskay
Фото спектакля "Царская невеста" Большого театра
Фото - Дамир Юсупов/Большой театр
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  22 апреля 2018 (вс) в 18:00

ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

 
  24 апреля 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  25 апреля 2018 (ср) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  26 апреля 2018 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57