Второй акт «Лебединого озера» — своего рода балет в балете: в нем есть все обязательные элементы большого классического спектакля, и традиция давать его отдельно от всего балета существует давно. Сюжет этого акта — придворный бал, один из традиционных и любимых в балетном театре сюжетов. Пышная зала в средневековом замке, ослепительная медь фанфар, вальс невест в белых нарядах (принц Зигфрид должен выбрать из них будущую супругу), многоцветный дивертисмент национальных танцев и, наконец, явление черного лебедя Одиллии, па-де-де с принцем, вихрь тридцати двух фуэте.
Одиллия — это Кармен, сама страстность, сама телесность, и это Одиллия, черный лебедь, черная птица, химера. Второй акт «Лебединого озера» в постановке Мариуса Петипа — вторжение вальса-оборотня (эффектно следующего сразу же за невинным вальсом невест), а весь балет в целом — романтическая история двойников-вальсов.
<...> образ Одиллии — это образ той виртуозности второй половины XIX века, в которой доминирующую роль получили вращательные движения, вращения в воздухе и на полу, в самых неожиданных комбинациях, формах и темпах. И тридцать два фуэте совсем не случайно стали кульминацией второго акта спектакля. Так трансформируется нежный и плавный вальс. Новая динамика врывается в балет и преобразует основополагающую для классического танца идею круга. Вадим Гаевский