Три года понадобилось, чтобы Чайковский согласился на уговоры сочинить для Императорских театров оперу на сюжет пушкинской «Пиковой дамы». Музыка была написана за 44 дня. 128 лет, что прошли со дня премьеры, постановщики пытаются разрешить загадки и противоречия «Пиковой дамы» — это, возможно, самая загадочная русская опера. Когда происходит действие, если гости на балу ожидают прибытие Екатерины II, а до тех пор звучат романсы на стихи пушкинского времени? Как объяснить столь резкие перемены музыкального языка: от томительного любовного дуэта в духе современника Чайковского Вагнера — к пасторали, которую порой всерьез принимают за сочинение Моцарта? Наконец, что такое три карты — не выдумал ли их сам безумный Герман?
Режиссер Алексей Степанюк неоднократно ставил «Пиковую даму» в разных театрах и признается, что готов каждый раз заново искать ответы на ее вопросы. Для Урал Оперы он вместе с петербургским художником Игорем Ивановым сделал реплику знаменитой постановки Мариинского театра, где дирижером и режиссером выступил маэстро Юрий Темирканов.
Екатеринбургский спектакль постановщики сравнивают с неторопливой прогулкой по залам Эрмитажа, — а можно сравнить его с путешествием в Петербург. В нем есть и великолепие дворцовых интерьеров, и мистический ночной морок «самого умышленного и отвлеченного города», и патетика речей и поступков обитателей этого города: Чайковский, в отличие от Пушкина, изъял из «Пиковой дамы» всяческую иронию по отношению к происходящему, и заставил слушателей искренне сопереживать героям.