Мариус Петипа

хореограф

(1818–1910)

Родился в Марселе в семье балетмейстера и педагога Жана Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Грассо. Обучался классическому танцу у отца. Впервые вышел на сцену в Брюсселе в пятилетнем возрасте. Самостоятельно выступал в Нанте, Бордо и Мадриде. В 1839 в Нанте дебютировал в качестве хореографа балетом «Ошеломленный, или Любовная интрига». В 1847 году по приглашению дирекции Императорских театров прибыл в Петербург, где в качестве танцовщика и балетмейстера дебютировал в «Пахите».

В 1855–87 служил инспектором балетного отделения в Петербургском театральном училище (ныне Академия Русского балета имени Вагановой). В 1862 постановка балета «Дочь фараона» принесла ему должность балетмейстера Императорских театров.

В 1869–1903 фактически руководил Императорским балетом в Петербурге. За это время поставил около 50 балетов, главные из них — «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (Москва, 1869; Петербург, 1871), «Баядерка» (1877), «Талисман» (1889), «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (совместно со Львом Ивановым, 1895), «Раймонда» (1898). По идее директора Императорских театров Ивана Всеволожского написал сценарий балета «Щелкунчик» (1892), но передал постановку Льву Иванову. Регулярно возобновлял балеты предшественников — «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность», «Пахита», — благодаря чему они сохранились в репертуаре до наших дней.