Василий Вайнонен

хореограф

(1901–1964)

Родился в Петербурге. По окончании в 1919 Петроградского хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) служил в балетной труппе Государственного театра оперы и балета в Петрограде (бывшего Мариинского, затем Театра оперы и балета имени Кирова).

Карьеру хореографа начал в 1920-е постановкой харáктерных концертных номеров на эстрадных площадках Ленинграда. В 1926 году впервые поставил танцы в оперном спектакле — первой советской постановке «Любви к трем апельсинам» Прокофьева.

Первая большая работа — балет «Золотой век» Шостаковича (совместно с Леонидом Якобсоном и Владимиром Чеснаковым, 1930). В 1932 году в Ленинграде под руководством режиссера Сергея Радлова поставил балет «Пламя Парижа» Асафьева, в 1933 перенес его в Большой театр.

В Ленинградском театре оперы и балета поставил балеты «Щелкунчик» (1934, перенесен в Большой театр в 1939), «Партизанские дни» Асафьева (1936-38), редакция «Раймонды» Петипа с новым сценарием, написанным с Юрием Слонимским по романам Вальтера Скотта (1938), «Милица» Асафьева (1947). В репертуар Большого театра недолго входили поставленные им «Мирандолина» Василенко (1949) и «Гаяне» Хачатуряна (1957).

Регулярно ставил танцы в операх и опереттах в театрах Ленинграда, Москвы и Минска. В Риге и Будапеште осуществил редакции балетов конца XIX века и собственных постановок. В 1951–53 возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета. В 1960 вместе с Павлом Маляревским написал либретто балета «Конек-Горбунок» для Родиона Щедрина.