Премьера «Травиаты» в 1853 году ознаменовалась скандалом: героиня — дама полусвета, место и время действия — не далекая страна в легендарную эпоху, а современный композитору Париж. В опере XIX столетия так не могло быть. Публика восприняла оперу как пощечину обществу; для второй постановки Верди был вынужден изменить координаты действия и переодеть героев в исторические платья. Спустя полтора века оперный театр едва можно представить без «Травиаты».
Сюжет оперы заимствован из романа и пьесы Александра Дюма-сына. Прототипом героини стала Мари Дюплесси, знаменитая парижская куртизанка: недолгое время она была любовницей писателя и умерла от туберкулеза в 23 года. В Париже под впечатлением от увиденной пьесы Верди и задумал «Травиату», которую поначалу хотел назвать «Любовь и смерть».
В екатеринбургском спектакле режиссер Алексей Степанюк развернул действие в условных бальных залах и гостиных, не злоупотребляя страстью к бытовым деталями, но подчеркивая вневременную эмоциональную природу музыки — в расчете на то, что происходящее не будет выглядеть лишь частным происшествием прошлого, но станет по-человечески задевать тех, кто находится в зале.