Август Бурнонвиль

хореограф

(1805–1879)

Родился в Копенгагене. Обучался классическому танцу у Винченцо Галеотти и своего отца Антуана Бурнонвиля, затем продолжил занятия в Париже у Огюста Вестриса и Пьера Гарделя. В 1827–28 выступал на сцене Королевской академии музыки в Париже, где был партнером Марии Тальони. Вернувшись на родину, продолжил выступления в Королевской опере и дебютировал там как хореограф. В 1848 завершил карьеру танцовщика и сосредоточился на сочинении. Кроме Копенгагена работал балетмейстером в Вене (1855–56), а в 1861–64 возглавлял Шведский королевский балет в Стокгольме.

Поставил порядка 50 балетов. Среди них — «Сильфида» (1836) по мотивам парижского спектакля Филиппо Тальони, «Неаполь, или Рыбак и его невеста» (1842), «Консерватория, или Брачное объявление в газете» (1849; в мировой репертуар оттуда вошла сцена «Урок танца», один из первых образцов театрализованного балетного класса), «Ярмарка в Брюгге, или Три дара» (1851), «Свадебный поезд в Хардангере» (1853), «Народное предание» (1854), «Фестиваль цветов в Дженцано» (1858), «Далеко от Дании» (1860), «Из Сибири в Москву» (1876). Полтора десятка постановок Бурнонвиля сохраняются в репертуаре Датского королевского балета по сей день.

Совмещал работу постановщика с преподаванием в школе Королевского балета — сформировал «урок Бурнонвиля», в ХХ веке вошедший в мировую педагогическую практику, и оформил датскую школу классического танца в ее современном понимании.