«Пассажирке» была уготована непростая сценическая судьба. За ее постановку в Советском Союзе безуспешно бился Дмитрий Шостакович. Концертное исполнение оперы в России состоялось лишь в 2006 году. Спустя десятилетие в Екатеринбурге «Пассажирка» впервые вышла на российскую театральную сцену.
1950-е палуба трансатлантического лайнера. Немка Лиза вместе с мужем, дипломатом Вальтером, отплывает в Бразилию. На палубе она замечает пассажирку, похожую на Марту: эта встреча заставляет Лизу вспомнить, как она, будучи надзирателем Освенцима, отправила Марту на верную гибель. Спектакль в Урал Опере сдержан по театральному языку: постановщики деликатно приглашает зрителя к важному разговору — о гуманизме, исторической памяти и ответственности человека за свои поступки.
Композитор Мечислав Вайнберг (1919–1996) широкой публике известен по музыке к «Каникулам Бонифация», «Винни Пуху» и фильму «Летят журавли», но в первую очередь он автор семи опер, 22 симфоний и множества инструментальных сочинений. В «Пассажирке» он причудливо смешивает стили и жанры — плоды «высокой» музыки ХХ века, джаз, фольклор. Опера отчасти напоминает о театральной и киномузыке Шостаковича, которого Вайнберг называл своим учителем, — но и решительно на нее не похожа. Несмотря, на масштаб темы, Вайнберг находит для повествования интимную интонацию: он адресует оперу всему человечеству и обращается персонально к каждому слушателю — справедливо полагая, что поднятые в «Пассажирке» вопросы касаются каждого из нас.