Александр Ширяев
хореограф
(1867–1941)
Внук композитора Цезаря Пуни. По окончании Императорского театрального училища в Петербурге (ныне Академия Русского балета им. Вагановой) в 1885 поступил в труппу Мариинского театра. Исполнял характерные и гротесковые партии — Шут в «Младе», Буффон в «Щелкунчике», Квазимодо, Иван-Дурак, Фея Карабос, Коппелиус, Марцелина. Был также репетитором балетов Мариуса Петипа, а в 1901 занял должность второго балетмейстера труппы. Среди работ — возобновление «Наяды и рыбака» с новой хореографией (1903), балеты «Лазурный берег» (1902, на гастролях труппы в Монте-Карло) и «На перепутье» (1904). С 1891 по 1909 годы преподавал в Театральном училище, где по его инициативе был впервые открыт класс характерного танца.
В 1905 году покинул Мариинский театр и долгое время танцевал за рубежом. В 1918-22 годах вновь выходил на сцену бывшего Мариинского, после чего посвятил себя преподаванию. Вместе с Александром Бочаровым и Андреем Лопуховым написал первый в истории учебник характерного танца (1939). С 1904 года экспериментировал в области кино — на собственную камеру записывал номера из репертуара Императорских театров, комические трюковые сцены, небольшие пьесы. В 1906-09 годах занимался мультипликацией, был одним из пионеров этого искусства в России. Самой крупной работой на этом поприще стал кукольный балет «Шутка Арлекина» по мотивам балета Петипа «Миллионы Арлекина» — его и некоторые другие фильмы Ширяева можно увидеть в документальной ленте Виктора Бочарова «Запоздавшая премьера» (2004).