Александр Горский

Воспитанник Петербургского театрального училища (учился у Платона Карсавина и Мариуса Петипа), с 1889 года служил в Императорской балетной труппе в Петербурге. Исполнял партии классического и характерного плана, завершил карьеру танцовщика в ранге первого солиста.

В 1890-х преподавал в Петербургском театральном училище танцевальную нотацию по системе Степанова, выпустил учебник по работе с ней. В 1899 дебютировал как хореограф балетом «Клоринда — царица горных фей» для выпускного спектакля училища. По заданию дирекции Императорских театров перенес в московский Большой театр балеты Петипа «Спящая красавица» и «Раймонда». В 1900 поставил в Москве собственную версию «Дон Кихота» по канве спектакля Петипа; с 1902 по сей день этот спектакль идет и в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

В 1901–1924 — глава московской балетной труппы. Создал новые версии балетов петербургского репертуара: по три редакции «Лебединого озера», «Конька-горбунка», «Тщетной предосторожности» и «Жизели», а также «Дочь фараона», «Волшебное зеркало», «Коппелия», «Корсар», «Баядерка». Оглядываясь на спектакли Московского художественного театра, создал новый сценический жанр — мимодраму («Дочь Гудулы» на сюжет Гюго, «Саламбо» по роману Флобера).

Другие постановки: «Любовь быстра!» на музыку Грига, «Шубертиана» на музыку Шуберта — Арендса, «Эвника и Петроний» на музыку Шопена, «Пятая симфония» на музыку Глазунова. В советское время поставил балеты «Стенька Разин», «Щелкунчик», «Танец Саломеи», «Вечно живые цветы», «Грот Венеры»; несколько работ при участии артистов Большого театра показал в московском саду «Аквариум» — En Blanc на музыку Чайковского, «Тамара» на музыку Балакирева, новую редакцию балета «Любовь быстра!» 

Из работ Горского в репертуаре сохранились фрагменты «Тщетной предосторожности» и «Конька-горбунка», отдельные номера в «Лебедином озере»; наиболее полно сохранился «Дон Кихот».