Альона Пикалова
художник-сценограф
В 1997 окончила факультет сценографии Российской академии театрального искусства. Годом ранее поступила в Большой театр России ассистентом Сергея Бархина — своего педагога, бывшего тогда главным художником театра.
С 2000 возглавляет службу художников Большого театра. Ей доверена работа с историческими материалами: в Большом под ее руководством возобовлена сценографию классиков советского театра, Петра Вильямса («Евгений Онегин», постановка 1944) и Федора Федоровского («Борис Годунов», спектакль 1948). По мотивам эскизов Федоровского ею создана сценография новой постановки оперы «Царская невеста» (2014), а для балета «Эсмеральда» разработано оформление по материалам спектаклей Мариинского и Большого театров XIX века.
Для открытия Исторической сцены Большого после реконструкции в 2011-м воссоздала исторический занавес 1856 года «Въезд Минина и Пожарского в Московский Кремль», адаптировала «золотой» занавес Федоровского (место надписей «СССР» и советских гербов на нем заняла российская государственная символика), выполнила проект нового «итальянского» занавеса, а также оформила Гала-концерт открытия, состоявшийся 28 октября 2011.
Среди других работ в Большом — сценография балета «Драгоценности» (2012) и Большого классического па из «Пахиты» (2008). Оформленная ею опера «Снегурочка» в 2003 открыла Новую сцену театра.
Сценографию Пикаловой также можно увидеть в региональных театрах. В Саратовском театре оперы и балета она участвовала в постановке «Евгения Онегина», «Риголетто» и «Волшебного стрелка» (2000–2002), для Челябинского театра оперы и балета оформила вечер «Золотой век русского императорского балета» (2008). В Перми с 2015 сотрудничает с Алексеем Мирошниченко: плодами их работы стали «Лебединое озеро», «Золушка», «Жар-птица» и «Щелкунчик».
С 2011 регулярно работает с Урал Балетом, для которого оформила «Баядерку», «Консерваторию», «Щелкунчика», «Тщетную предосторожность», и дважды — «Пахиту»: Большое классическое па из балета (2013) и трехактный спектакль (2018).