Четыре сезона до Победы
Свердловский театр оперы и балета имени Луначарского — так называлась Урал Опера в середине прошлого столетия — во время Великой Отечественной войны продолжал свою работу. Кроме показа спектаклей, театр организовывал выездные бригады для фронтовых концертов, выступлений в тыловых частях и госпиталях — за пять лет артисты дали более четырех тысяч концертов.
Театр работал без выходных. В репертуаре Свердловской оперы в то время было более тридцати спектаклей, которые неизменно собирали полные залы: отказавшись от государственной дотации, театр уже за первые два сезона принес в казну 860 тысяч рублей прибыли (для примера, в 1942 году строительство одного танка Т-34 стоило 193 тысячи рублей).
Сотрудники театра на собственные средства приобрели и отправили на фронт три самоходные пушки, а вместе с другими творческими коллективами страны собрали средства на эскадрилью «Советский артист». Они отправляли солдатам продовольственные посылки и теплые вещи, участвовали в организации госпиталя и дежурили по ночам у тяжелораненых бойцов.
Война не помешала театру выпускать премьеры — по четыре-пять в сезон. Это была актуальная — патриотическая — русская оперная классика: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина. К столетию со дня рождения Римского-Корсакова были поставлены «Майская ночь», «Псковитянка» и «Снегурочка». «Пиковую даму» Чайковского исполнили к 25-летию творчества Арнольда Маргуляна, главного дирижера театра. Понятно, почему в афише появилась опера Цезаря Кюи «Мадемуазель Фифи», ныне прочно забытая: несмотря на опереточное название, действие происходит во время Франко-прусской войны, французы мстят захватчикам за бесчинства; либретто написано по рассказу Мопассана.
Исполнялись новые советские оперы — «Надежда Светлова» Ивана Дзержинского, «Суворов» Сергея Василенко и «Емельян Пугачёв» Мариана Коваля — последняя впервые была исполнена в соседнем Молотове (Перми) эвакуированной туда труппой Кировского театра. Впервые была поставлена «Гроза» свердловского композитора Виктора Трамбицкого по пьесе Островского.
Западный репертуар был не столь широк: «Вильгельм Телль» Россини, «Паяцы» Леонкавалло, «Чио-Чио-сан» Пуччини. Однако главным событием военных лет была признана постановка «Отелло» Верди: премьера прошла 21 апреля 1945 года и «по своему художественному, и прежде всего музыкальному уровню, сделала бы честь любому театру Москвы и Ленинграда» (Игорь Бэлза). Спектакль был удостоен Государственной премии СССР — ее получили дирижер Арнольд Маргулян, режиссер Ефим Брилль, хормейстер Александр Преображенский, исполнители главных ролей Арнольд Азрикан и Наталья Киселевская.
Для Свердловского балета с началом войны наступил перерыв — артисты подлежали мобилизации, — но к лету 1942 года балетная труппа возобновила спектакли. Были поставлены «Лебединое озеро» и «Жизель». Вскоре после первой постановки в Молотове, был исполнен балет Арама Хачатуряна «Гаянэ». На сцену вернулся «Конёк-горбунок» — балет-феерия по мотивам дореволюционного спектакля Александра Горского: вскоре это название вновь украсит афишу Урал Оперы, и в сердцевине спектакля окажется восстановленная хореография Горского.
В 1944-м театр показал «Каменный цветок», вошедший в истории как «первый уральский балет»: в основу сценария легли сказы Павла Бажова «Горный мастер» и «Каменный цветок», писатель одобрил идею постановки. Хореографом спектакля стал Константин Муллер, художником — Владимир Людмилин. Музыка свердловского композитора Александра Фридлендера была праздничной и театральной, «обладала сценическим «нервом» в передаче драматических ситуаций» (Михаил Друскин).
В военные годы в Свердловске работали выдающиеся артисты — достаточно назвать несколько имен: певцы Давид Аграновский, Арнольд Азрикан, Ян Вутирас; танцовщики Нина Млодзинская, Клавдия Черменская, Владимир Преображенский. Над новыми спектаклями работали дирижеры Арнольд Маргулян и Александр Шморгонер, режиссеры Иосиф Келлер и Леонид Баратов, художники Фёдор Федоровский и Николай Ситников.
По материалам книги Ольги Девятовой «Живая жизнь театра»
